Сусанна Мелконян
Консультация «Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников.
В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", "Рука – это инструмент всех инструментов", – заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", – писал Кант.
Публикация «Консультация „Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Мелкая моторика это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Именно развитию мелкой моторики рук у детей педагоги и психологи придают особую важность и связывают развитие мелкой моторики с развитием речи. Дело в том, что в мозге эта зона отвечающая за проекцию кистей рук, расположена рядом с зонами, отвечающей за речевые навыки, за внимание и концентрацию, за образное и пространственное мышление, память. Проще говоря, мелкая моторика тянет за собой весь интеллект! Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики.
Существует прямая взаимосвязь уровень развития речи с уровнем развития общей мелкой моторики рук : чем выше двигательная активность, тем лучше развитая речь
Цель : создание условий для развития связной речи у детей дошкольного возраста по средством развития мелкой моторики рук. Стимулировать речевую и мыслительную деятельность ребенка через развитие мелкой моторики Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста как средство формирование речи будет эффективнее, если:
1) использовать специальные задания и упражнения, на развитие мелкой моторики рук, в организованной образовательной деятельности;
2) учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников.
3) приобщать родителей к совместной деятельности.
Задачи: Улучшить координацию и точность движений руки, гибкость рук, ритмичность;
Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев рук с речевой деятельностью детей
Сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной, выделив для нее оптимальное время.
Стимулирование речевых зон коры головного мозга
Содействовать нормализации речевой функции
Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
Для развития мелкой моторики рук я применяю в своей работе традиционные и нетрадиционные педагогические технологии.
Традиционные: Самомассаж кистей и пальцев рук;
Игры с пальчиками с речевым сопровождением;
Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, Предметная деятельность: игры с бумагой, пластилином, песком, водой, рисование мелками, и т. д.
Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т. д. Кукольные театры: пальчиковый, перчаточный, театр теней;
Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
Нетрадиционные : Самомассаж кистей и пальцев рук с колючим шариком грецкими орехами, карандашами, массажными щётками; Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, и т. д.
Создание предметно – развивающей среды.
Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, чтобы она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.
В группе создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно с помощью родителей.
Определенную ценность представляет центр «Песка и воды». Песочная терапия, игры на определение свойств песка, свойств различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально - негативных реакций, создают атмосферу жизнедеятельности и чувства безопасности. Ребятам нравятся такие игры как: «Сыпем, лепим», «Отпечатки наших рук», «Норки для ежат», «Лисичка в гостях у ребят», «День рожденья куклы Маши», «Составь цепочку» и т. д.
В группе имеется большое количество игрушек развивающего характера : пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы; шнуровки различные, дидактические игры и пособия, необходимые для развития мелкой моторики, большинство из которых сделаны самостоятельно и с помощью родителей.
Система работы по развитию мелкой моторики.
Работу организовывала через совместную и индивидуальную работу с детьми и родителями.
Работу с детьми проводила по следующим направлениям:
• пальчиковые игры,
• игры с предметами,
• дидактические игры.
Игре придаю большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости.
Каких результатов можно достичь. Опыт работы показал, что планомерная работа по развитию моторики рук в группе детского сада и семье способствует: совершенствованию мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации, развитие техники рисунка, овладение штриховкой; совершенствованию пространственных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела); совершенствованию активной речи, словарного запаса; совершенствованию мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия; совершенствованию навыков учебной деятельности.
Вывод. Можно сделать вывод о том, что проведенная работа способствующая развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста и напрямую взаимодействуют с развитием речи. И если даже речь ребёнка развивается хорошо, все же стоит заботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук. Если же развитие речи ребенка отстает, то стоит обратить внимание на тренировку его пальцев – это потребует в день всего несколько минут времени которые окупятся в стократ. Так, как формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психические процессы и интеллект ребенка, совершенствуем речевую функцию детей.