Березина Надежда
Консультация «Виды художественной литературы и особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста»
Художественная литература имеет большое значение в формировании личности ребенка, качеств, черт характера. Главной ролью художественной литературы было и остается воспитание, нравственное сознание, верное представление о моральных ценностях.
По мнению известного психолога А. В Запорожца, восприятие художественной литературы является для ребенка своеобразной формой познания объективной действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы его участником.
Публикация «Консультация „Виды художественной литературы и особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Нам известно что, сюжеты художественных произведений показывают что хорошо, а что плохо, очерчивают границы добра и зла, показывают людям поведения, которым можно или нельзя следовать. Художественная литература помогает понять самого себя, других людей, их проблемы, чувства. Все это является залогом для формирования гармоничной, всесторонне развитой личности.
Используя художественную литературу, как русскую, так и национальную Н. К. Крупская советовала обращать внимание дошкольников на положительные особенности в характере тех или иных национальностей. Для воспитания дружеских чувств к людям и детям другой национальности важно отобрать рассказы авторов, обладающих способностью писать интересно и содержательно.
В круг детского чтения входят:
- произведения устного творчества русского народа и народов мира;
- классическая детская литература (отечественная и зарубежная);
- современная литература (русская и зарубежная).
Народное поэтическое творчество - величайшее достижение национальной культуры каждого народа. Фольклор является важным средством воспитания, приобщения к народной культуре, родному языку. Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. С первых дней жизни ребенок оказывается во власти слова и музыки. Традиционно мама или няня пела ребенку колыбельные песни, пестушки, потешки, которые настраивают его на гармоничный музыкально-поэтический лад. Подрастая, дети погружаются в мир народных песен, сказок и былин.
Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
Когда знакомим детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Широко и многогранно отражена народная жизнь в пословицах и поговорках. Их можно назвать энциклопедией народной жизни. Они не велики по объему, но очень емки по смыслу. Пословицы и поговорки пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине. Большая их часть обращена к нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию. М. И Калинин убежденно подчеркивал особенную воспитательную и образовательную ценность пословиц, сказок, мифов, песен, народных обрядов и обычаев, традиций, дружбы и сотрудничества, взаимопомощи. Одновременно призывал учитывать в воспитательной работе национальные нравы, быт того или иного народа. Поэтому мы можем считать, что через произведения устного народного творчества ребенок постигает ценности толерантности.
В сказках у разных народов мира часто встречаются общие идеи, темы, сюжеты и образы. Почти во всех странах Европы рассказывают сказки о Красной Шапочке, Спящей красавице, Золушке или падчерице, которую обижают злая мачеха и её дочери. Но, несмотря на общность идеи, сказки каждого народа национально своеобразны. В центре же сказки всегда стоит герой - смелый, добрый, хитрый или доверчивый. Сказки - это «душа народа». Со сказками связаны первые детские представления о справедливости, где добро обязательно побеждает, а зло рано или поздно, но обязательно, будет наказано. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым важным дружбу и взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по своему передают от поколения в поколение эти нравственные ценности.
Таким образом, сказка раскрывает человеческую потенциальность. Обретая опыт решения проблем «сказочными» способами, ребенок, подросток, взрослый переносит его на реальные ситуации.
По мнению Ашикова В. и Ашиковой С., народные сказки помогают познавать окружающий мир, узнавать, что все люди отличаются друг от друга внешностью, поведением, знакомят со способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; помогают понять, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, дают представления о возможных способах разрешения конфликтов; дети учатся понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого. Таким образом, происходит моральное воспитание, воспитание толерантных установок через все виды народных сказок, т. к нравственность заложена в сюжетах.
Произведения художественной литературы развивают воображение, мышление старшего дошкольника, обогащает его эмоциональное развитие. Велико ее познавательное, воспитательное и эстетическое значение, так как, увеличивая знания старшего дошкольника об окружающем его мире, она воздействует на развитие его личности. Художественная литература должна использоваться как средство развития гуманных качеств личности, человечности: справедливости и добра, чувства гражданственности.
Нам необходимо укреплять, развивать чувства ребенка. Дети в этом возрасте, воспринимая художественное литературное произведение, могут дать сознательную и мотивированную оценку героям, используя в своих рассуждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе.
В связи с этим при подборе художественных произведений национальных авторов целесообразно, на наш взгляд, ориентироваться на следующее. Симпатичные герои (дети, любящие своих самых близких (прежде всего маму и бабушку, папу и дедушку) и родную природу, умеющие дорожить дружбой, обладают «набором» тех или иных гуманных качеств. Доброта, заботливость, отзывчивость, желание быть полезным или доставить радость проявляются в добрых делах и поступках. Без всего этого реальной любви и дружбы не существует.
Рассмотрим особенности восприятия художественной литературы детьми старшего дошкольного возраста.
О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия три стадии :
-непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов; (ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами).
-понимание идейного содержания произведения;
-влияние художественной литературы на личность читателя.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинают появляться представления не только о том, каким он хотел бы быть и каким не хотел. Понятно, что малыш не будет осознанно размышлять, какие черты характера он желал бы иметь, но у него возникает потребность быть похожим на понравившихся героев рассказа, сказки, пьесы. Часто ребенок приписывает себе поступки того или иного персонажа художественного произведения : так, например, при чтении дагестанской сказки «Храбрый мальчик», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина и др.
Поэтому нам так важно своевременно ввести старшего дошкольника в увлекательный и не очень простой литературный мир, населенный разными, но преимущественно смелыми, умными, предприимчивыми, веселыми и великодушными героями, общение с которыми питает душу и ум ребенка.
Таким образом, умение воспринимать художественное литературное произведение дошкольниками, а также осознавать наряду с содержанием и основные элементы художественной выразительности произведения само собой к дошкольнику не приходит : его необходимо развивать и воспитывать с дошкольного возраста.