МААМ-картинки

Консультация «Виды художественной литературы и особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста»

Березина Надежда
Консультация «Виды художественной литературы и особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Художественная литература имеет большое значение в формировании личности ребенка, качеств, черт характера. Главной ролью художественной литературы было и остается воспитание, нравственное сознание, верное представление о моральных ценностях.

По мнению известного психолога А. В Запорожца, восприятие художественной литературы является для ребенка своеобразной формой познания объективной действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы его участником.

Публикация «Консультация „Виды художественной литературы и особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Нам известно что, сюжеты художественных произведений показывают что хорошо, а что плохо, очерчивают границы добра и зла, показывают людям поведения, которым можно или нельзя следовать. Художественная литература помогает понять самого себя, других людей, их проблемы, чувства. Все это является залогом для формирования гармоничной, всесторонне развитой личности.

Используя художественную литературу, как русскую, так и национальную Н. К. Крупская советовала обращать внимание дошкольников на положительные особенности в характере тех или иных национальностей. Для воспитания дружеских чувств к людям и детям другой национальности важно отобрать рассказы авторов, обладающих способностью писать интересно и содержательно.

В круг детского чтения входят:

- произведения устного творчества русского народа и народов мира;

- классическая детская литература (отечественная и зарубежная);

- современная литература (русская и зарубежная).

Народное поэтическое творчество - величайшее достижение национальной культуры каждого народа. Фольклор является важным средством воспитания, приобщения к народной культуре, родному языку. Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. С первых дней жизни ребенок оказывается во власти слова и музыки. Традиционно мама или няня пела ребенку колыбельные песни, пестушки, потешки, которые настраивают его на гармоничный музыкально-поэтический лад. Подрастая, дети погружаются в мир народных песен, сказок и былин.

Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

Когда знакомим детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Широко и многогранно отражена народная жизнь в пословицах и поговорках. Их можно назвать энциклопедией народной жизни. Они не велики по объему, но очень емки по смыслу. Пословицы и поговорки пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине. Большая их часть обращена к нравственной сути человека: добру, злу, правде, жалости, состраданию. М. И Калинин убежденно подчеркивал особенную воспитательную и образовательную ценность пословиц, сказок, мифов, песен, народных обрядов и обычаев, традиций, дружбы и сотрудничества, взаимопомощи. Одновременно призывал учитывать в воспитательной работе национальные нравы, быт того или иного народа. Поэтому мы можем считать, что через произведения устного народного творчества ребенок постигает ценности толерантности.

В сказках у разных народов мира часто встречаются общие идеи, темы, сюжеты и образы. Почти во всех странах Европы рассказывают сказки о Красной Шапочке, Спящей красавице, Золушке или падчерице, которую обижают злая мачеха и её дочери. Но, несмотря на общность идеи, сказки каждого народа национально своеобразны. В центре же сказки всегда стоит герой - смелый, добрый, хитрый или доверчивый. Сказки - это «душа народа». Со сказками связаны первые детские представления о справедливости, где добро обязательно побеждает, а зло рано или поздно, но обязательно, будет наказано. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым важным дружбу и взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по своему передают от поколения в поколение эти нравственные ценности.

Таким образом, сказка раскрывает человеческую потенциальность. Обретая опыт решения проблем «сказочными» способами, ребенок, подросток, взрослый переносит его на реальные ситуации.

По мнению Ашикова В. и Ашиковой С., народные сказки помогают познавать окружающий мир, узнавать, что все люди отличаются друг от друга внешностью, поведением, знакомят со способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; помогают понять, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, дают представления о возможных способах разрешения конфликтов; дети учатся понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого. Таким образом, происходит моральное воспитание, воспитание толерантных установок через все виды народных сказок, т. к нравственность заложена в сюжетах.

Произведения художественной литературы развивают воображение, мышление старшего дошкольника, обогащает его эмоциональное развитие. Велико ее познавательное, воспитательное и эстетическое значение, так как, увеличивая знания старшего дошкольника об окружающем его мире, она воздействует на развитие его личности. Художественная литература должна использоваться как средство развития гуманных качеств личности, человечности: справедливости и добра, чувства гражданственности.

Нам необходимо укреплять, развивать чувства ребенка. Дети в этом возрасте, воспринимая художественное литературное произведение, могут дать сознательную и мотивированную оценку героям, используя в своих рассуждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе.

В связи с этим при подборе художественных произведений национальных авторов целесообразно, на наш взгляд, ориентироваться на следующее. Симпатичные герои (дети, любящие своих самых близких (прежде всего маму и бабушку, папу и дедушку) и родную природу, умеющие дорожить дружбой, обладают «набором» тех или иных гуманных качеств. Доброта, заботливость, отзывчивость, желание быть полезным или доставить радость проявляются в добрых делах и поступках. Без всего этого реальной любви и дружбы не существует.

Рассмотрим особенности восприятия художественной литературы детьми старшего дошкольного возраста.

О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия три стадии :

-непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов; (ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами).

-понимание идейного содержания произведения;

-влияние художественной литературы на личность читателя.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинают появляться представления не только о том, каким он хотел бы быть и каким не хотел. Понятно, что малыш не будет осознанно размышлять, какие черты характера он желал бы иметь, но у него возникает потребность быть похожим на понравившихся героев рассказа, сказки, пьесы. Часто ребенок приписывает себе поступки того или иного персонажа художественного произведения : так, например, при чтении дагестанской сказки «Храбрый мальчик», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина и др.

Поэтому нам так важно своевременно ввести старшего дошкольника в увлекательный и не очень простой литературный мир, населенный разными, но преимущественно смелыми, умными, предприимчивыми, веселыми и великодушными героями, общение с которыми питает душу и ум ребенка.

Таким образом, умение воспринимать художественное литературное произведение дошкольниками, а также осознавать наряду с содержанием и основные элементы художественной выразительности произведения само собой к дошкольнику не приходит : его необходимо развивать и воспитывать с дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Использование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование интеллект-карты «Виды спорта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста Хочу поделиться опытом применения в практике нашего дошкольного учреждения интеллект-карты по видам спорта. Немного сведений о том, что.

Конспект беседы «Зимние виды спорта» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект беседы «Зимние виды спорта» с детьми старшего дошкольного возраста 23 декабря Фестиваль зимних видов спорта на МААМ. Цель: Создание условий, для расширения представлений детей об окружающей действительности,.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников»Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников» У детской литературы сегодня много «соперников» — мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. В отличие от художественного произведения.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Особенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах. Рекомендации родителям по чтениюОсобенности чтения художественной литературы в разных возрастных группах. Рекомендации родителям по чтению Совместное чтение сближает родителей с детьми, оно также играет огромную роль в развитии ребёнка. Для того, чтобы чтение было интересным.

Особенности работы по заучиванию стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть вторая) .

Список художественной литературы для чтения по лексической теме «Времена года» с детьми дошкольного возраста Осень А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад». А. Майков «Осенние листья по ветру кружат». А. Плещеев «Осенью». А. Пушкин.

Виды восприятия у детей 3–5 лет. Консультация для воспитателей.Виды восприятия у детей 3–5 лет. Консультация для воспитателей. Восприятие – сложный познавательный процесс, который развивается у ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Виды восприятия определяются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Виды художественной литературы и особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 19 января 2022 в 16:09
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Виды художественной литературы и особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Березина Надежда (УИ 2206051) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД