Елена Николаевна Мазуренко
Консультация «Вербальные и невербальные средства коммуникации»
▼ Скачать + Заказать документы
Раньше считалось, что дети учатся говорить, когда родители и воспитатели много с ними разговаривают. Но слова могут влиять на психику, как волшебная палочка.
В прошлом взрослые часто использовали угрозы и запугивание. Такие слова, как «неряха», «неумейка», «плакса», «ябеда», «соня», «упрямец» не считаются плохими.
Один современный педагог сравнил ребё нка с домом с множеством окон: какое качество называешь, то и проявляется. Значит, ярлык становится установкой на будущее.
Американский психотерапевт Сесил Р. Бенуа в своей книге «Когда одной любви недостаточно» призывает взрослых отказаться от таких фраз:
Публикация «Консультация „Вербальные и невербальные средства коммуникации“» размещена в разделах
«Если ты не будешь вести себя как следует, никто тебя не будет любить». Ребё нок воспринимает это так: «Я не достоин любви, какой я есть». «Если ты не будешь хорошо себя вести, у тебя не будет друзей». «Я, наверное, плохой».
«Ну разве можно быть таким глупым?» «Я, наверное, не умный». «Ты никогда ничего не понимаешь». «Я тупой, неспособный».
Мария Монтессори писала, что, требуя послушания и лишая ребёнка свободы действовать самостоятельно, мы не воспитываем дисциплину. На самом деле мы сковываем развитие воли, а вместо сознательной дисциплины развиваем тревожность, страх, рабское послушание, за которым скрывается агрессивность.
Американский психолог Арнольд Гезелл: «Если учителя и родители считают, что из ребёнка можно вылепить что угодно, достаточно лишь настойчиво давить на него извне, это значит, что взрослые ещё не приблизились к познанию истинной природы душевного. Уместнее сравнение души с растением, а не с комком глины. Ведь глина не растёт, форма полностью придаётся извне. Форма растения, напротив, приобретается изнутри, благодаря собственным потенциям роста».
Дети учатся всему, в том числе искусству общения, у взрослых, особенно у тех, кого уважают.
Дошкольники охотнее откликаются на те слова, жесты, которые они воспринимают как одобряющие, и болезненно реагируют на унижающие замечания. Часто такие замечания приводят детей к неверию в собственные силы.
Не стоит забывать, что порицание подавляет способности, а одобрение воодушевляет, поддерживает детей.
Чтобы чему-то научить, нужно сначала установить добрые отношения с ребёнком, дать ему свободу. Свободу для развития, исследования и самопознания.
Эмпирические открытия, сделанные Марией Монтессори в начале века, подтверждены в конце века известными психологами и педагогами. Все они доказывают, что ребёнок — существо невербальное. Утверждают, что всякая информация воспринимается дошкольниками через отношения, а не через слова.
Словами мы загружаем левое полушарие, отвечающее за логику, за понимание речи. А ребёнок — правополушарное существо, его мышление образное. Включая сначала правое полушарие, несловесное, мы постепенно подтягиваем к процессу познания и левое. И тогда малыш развивается гармонично, у него не происходит перегрузки нервной системы, психики.
Психолингвисты дополнили эти выводы, доказав, что «личностные смыслы существуют в двух формах: эмоционально-непосредственной и вербализованной. Вербализованная форма — это осознание, обозначение того, что придаёт смысл ситуации. Эмоционально-непосредственная — это её эмоциональное проживание».
Вербализованная форма осмысления практически недоступна детям дошкольного возраста.
Доказано, что существуют два языка общения:первый язык — это язык слов, понятий, категорий, обобщений, речевых единиц, фраз;
второй язык — это язык мимики, улыбок, гримас, смеха, плача — язык эмоций, переживаний.
Этот второй язык появляется очень рано и позволяет малышу «считывать» информацию об отношении окружающих к нему и друг к другу, их настроение, эмоции.
Ребёнок, впервые оказавшийся в группе детского сада, сразу поймёт.