Приложение МААМ

Консультация «Важные аспекты речевого развития детей в подготовительной группе»

Дарья Сергеевна Курганова
Консультация «Важные аспекты речевого развития детей в подготовительной группе»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Являясь важнейшим средством человеческого обучения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. Дошкольный возраст – это период активного усвоения разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начало обучения родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Исследования педагогов, психологов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников : Л. С. Выгодский, А. Н. Монтьев, Д. Б. Элькони, А. В. Запорожец, В. В. Виноградов, Е. И. Тихеева, К. Д. Ушинский и др. Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя, обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного детства. Таким образом игра, как ведущий вид деятельности детей –дошкольников, является основным и очень действенным инструментом в развитии речи. Игра невозможна без речевого общения. Именно через нее ребенок познает окружающий мир, готовится к взрослой жизни. В игре находят выражение основные потребности ребенка. При этом следует отметить, что зачастую педагоги дошкольного образования не уделяют достаточного внимания речевым играм. Таким образом возникает противоречие между необходимостью развивать речь детей с использованием игр и недостаточной теоретической и методической разработкой данной проблемы в практике дошкольного образования. Цель исследования – теоретически обосновать методику проведения игр по развитию речи детей дошкольного возраста. Объект исследования – процесс развития речи детей дошкольного возраста. Предмет исследования – игры как средство развития речи детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования – процесс развития речи детей дошкольного возраста будет эффективным, если будут использоваться различные игры. Задачи исследования: Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития речи детей дошкольного возраста. Рассмотреть сущность и значение игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте. И средства развития речи.

Публикация «Консультация „Важные аспекты речевого развития детей в подготовительной группе“» размещена в разделах

Игры для развития грамматического строя речи.

«Распутай слова»

Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.

Ход игры. Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится?

Предложения для игры:

Дымок, идет, трубы, из.

Стоят, вазе, цветы, в.

Орехи, в, белка, дупло, прячет.

«Найди ошибку»

Цель: учить находить смысловую ошибку в предложении.

Ход игры. «Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Как нужно исправить предложение?»

Зимой в саду расцвели яблоки.

Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня

В ответ я киваю ему рукой

Самолет сюда, чтобы помочь людям.

Скоро удалось мне на машине

Мальчик стеклом разбил мяч.

После грибов идут дожди.

Весной луга затопили реку

Снег засыпало пышным лесом.

«Правильно или нет»

Цель: научить находить грамматические ошибки.

Ход игры. «Как вы думаете, можно ли так сказать?»

Мама ставит вазу с цветами в стол.

Когда хотят что-то купить, теряют деньги.

Под домиком на опушке живут бабушка и дедушка.

В полу лежит красивый ковер.

«Почему предложения неточные?» - воспитатель дополнительно спрашивает детей.

Игры для развития связной речи.

«Нарисуй сказку»

Цель: научить составлять рисуночный план к тексту, использовать его при рассказывании.

Ход игры. Ребенку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков, т. о. ребенок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой.

«Фотограф»

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины.

Ход игры. Взрослый просит ребенка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина?»

«А я бы…»

Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному рассказыванию.

Ход игры: после прочтения ребенку сказки, предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.

Закрепляющий этап

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи

«Составь слово»

Цель: учить выделять в словах первый звук и составлять из полученных звуков слова.

Ход игры. У детей по одной карте, у ведущего – буквы. Он называет букву, а дети просят себе нужные буквы и накладывают на нужные картинки. Когда все буквы будут собраны, ребенок должен прочитать получившееся слово. Если он затрудняется сам прочесть слово, взрослый ему помогает и т. о. обучает его первоначальному чтению.

«Разгадай ребус»

Цель: закрепить умение выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.

Ход игры. Детям дают карточки, на которых изображены по три картинки. На карточке спряталось слово. Его надо составить, выделив из каждого слова названия – первые слоги, а затем из них сложить слова.

Карточки с предметными картинками для игры:

Ухо, колокольчик, лыжи – уколы

Гиря, тапочки, ракета – гитара,

Совы, лопаты, машина – солома

Огурец, пушка, карандаш – опушка

Дома, ромашка, гиря – дороги

Карандаш, тюлень, шары – катюша

Оса, синица, наперсток – осина

Орехи, совы, капуста – осока

Сова, балалайка, карандаш – собака.

Игры для развития лексической стороны речи

«Верно ли это?»

Цель: развитие слухового внимания, активизация глагольного словаря.

Ход игры. Детям читают стихотворение, содержащее нелепые ситуации. Дети должны ответить на вопрос: «Верно ли это?» - после каждого предложения и доказать, почему они так считают. За правильный ответ получают фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

Верно ли это?

Собирают сыр с кустов.

С зайцами пасут коров.

На лугу доят волов.

В пляс пускается медведь.

Тыквы стали песни петь.

Косят косари луга.

На снегу лежит роса.

Верно ли, что как-то раз

От дождя нас зонтик спас?

Что луна нам ночью светит?

Что конфет не любят дети?

Л. Станчев

«Найди лишнее слово»

Цель: упражнять на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Ход игры. Предложите ребенку определить слово, которое является лишним.

Перечень серийных слов :

Старый, дряхлый, маленький, ветхий.

Храбрый, злой, смелый, отважный.

Яблоко, слива огурец, груша.

Молоко, творог, сметана, хлеб.

Час, минута, лето, секунда.

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

Платье, свитер, шапка, рубашка.

Мыло, метла, паста зубная, шампунь.

Береза, дуб, сосна, земляника.

Книга, телевизор, радио, магнитофон.

Игры для развития грамматического строя речи.

«Подними цифру»

Цель: научить определять количество слов в предложении на слух.

Ход игры. Ведущий произносит вслух предложение, а дети подсчитывают количество слов и поднимают соответствующую цифру. Первоначально для анализа используются предложения без предлогов и союзов.

Предложения для игры:

Алеша спит.

Петя кормит кур.

Врач лечит больного ребенка.

Мама купила Наташе красивую куклу.

Сильный спортсмен легко поднял тяжелую штангу.

«Зачем нам эти вещи»

Цель: научить использовать в речи сложноподчиненные предложения.

Ход игры. Перед игроками лежат разные предметы: мяч, карандаши, книга, кукла, грузовичок, скакалка и др. игрушки. Дети должны выбрать себе любой предмет, но объяснить, для чего он нужен. В предложении должен быть использован союз «чтобы» : «Я взял карандаш, чтобы рисовать».

«Составь фразу»

Цель: закреплять умение образовывать предложения из слов.

Ход игры. Предложить детям придумать предложения, используя следующие слова:

забавный щенок полная корзина

спелая ягода веселая песня

колючий куст лесное озеро

Игры для развития связной речи

«Составь два рассказа»

Цель: научить различать сюжеты разных рассказов.

Ход игры. Перед ребенком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.

«Поиск пропавших деталей»

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки.

Ход игры. «Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в нужное место каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф».

Заключение

В данной курсовой работе было рассмотрено как игра используется в развитии речи дошкольников. Было выявлено как велико ее значение в развитии ребенка. Определена роль игры в психологическом развитии детей дошкольного возраста.

Всю жизнь ребенок растет играя. С игрой он познает весь окружающий его мир, поэтому именно игре уделяется огромное значение в развитии речи дошкольника, его воспитании и взрослении.

Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать игру увлекательным процессом, в ходе которого происходит полноценное развитие речи дошкольников.

На примере дидактических игр было показано поэтапное их использование педагогом. Они содержат два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное).

Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Таким образом, особенностью дидактической игры по развитию речи и ее завершающим этапом является результат, который определяется дидактической задачей, игровой задачей, игровыми действиями и правилами, которые воспитатель предвидит, используя ту или иную игру.

Овладение навыками звуко-слогового анализа имеет первостепенное значение для формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой конструкции. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу на основе одновременного изучения языка и его графического изображения – буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и буквой.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителями в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.

Таким образом, можно развить у детей дошкольного возраста тягу к словотворчеству, к игре со словом, благодаря которой они успешно овладеют родной речью.

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания»Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Уважаемые родители!Психолог Н. И. Жинкин писал: “Речь—это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания»Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Консультация «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Наверное всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет.

Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей» Консультация для родителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях как средство речевого развития детей»«Кто складно говорит,.

Консультация для родителей «Нормы речевого развития детей от 5 до 7 лет» Консультация для родителей "Нормы речевого развития детей от 5 до 7 лет"Речевое развитие ребенка – сложный и длительный процесс, который.

Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста» Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста В настоящее время существенно повысились требования.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Оснащение центра речевого развития детей в первой младшей группеОснащение центра речевого развития детей в первой младшей группе Оснащение центра речевого развития детей в первой младшей группе. Цель: Насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие.

Уголок речевого развития в подготовительной к школе группеУголок речевого развития в подготовительной к школе группе Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности в ДОУ. Согласно положениям ФГОС.

Умеющий говорить, умеет мыслить. (аспекты речевого развития детей младшего дошкольного возраста) Младший дошкольный возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов, поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Важные аспекты речевого развития детей в подготовительной группе»
Опубликовано: 3 февраля 2024 в 19:01
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Важные аспекты речевого развития детей в подготовительной группе»» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Сергеевна Курганова (УИ 2725154) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД