Марина Адамова
Консультация «Утренняя гимнастика в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд взрослого. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский
Утренняя гимнастика – это комплекс специально подобранных упражнений, нацеленных настроить, «зарядить» ребенка на весь предстоящий день. Во время утренней гимнастики решаются задачи физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания, формируются необходимые двигательные навыки, красота и точность движений, развиваются быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость, укрепляется здоровье.
Темочки:
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Консультации для родителей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Утренняя гимнастика, зарядка. Консультации для родителей
- Темочки
Посредством утренней гимнастики решаются задачи : (Слайд №1)
• «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад; профилактика нарушений опорно – двигательного аппарата;
• стимулировать работу внутренних органов и систем
(усиливаются все физиологические процессы — дыхание, кровообращение, обмен веществ, что создает условия для увеличения работоспособности.);
• укрепить работу сердечно – сосудистой и дыхательных систем;
• всестороннее физическое совершенствование функций организма;
• повысить работоспособность и закаливание.
Вот несколько советов по проведению утренней гимнастики с детьми :
- никакой заорганизованности, строгих правил и требований дисциплины! Следует обеспечить полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений.
- помнить, что гимнастика – это не только и не столько физкультурное мероприятие, сколько специально предусмотренный режимный момент, где сосредоточен целый комплекс воздействий на разнообразное развитие детей (движение, музыка, ритмы, эстетика окружения, пособий, общения, игра).
- эффективность гимнастики оценивается, кроме указанных выше критериев, еще и по оптимальной физической нагрузке.
Не должно быть гимнастики по принуждению. Если кто-то из детей не хочет заниматься сегодня, не надо его принуждать, но причину такого поведения следует понять.
Продолжительность утренней гигиенической гимнастики в разных возрастных группах составляет: (слайд № 2)
• во второй младшей группе 5 6 мин;
• в средней группе 6 8 мин;
• в старшей группе 8 10 мин;
• в подготовительной к школе группе 10 12 мин.
Структура утренней гимнастики.
Структура типична для всех возрастных групп. Она содержит три обязательные составляющие: вводную, основную и заключительную части (Слайд № 3).
В водной части используются различные виды ходьбы и бега, упражнения на перестроения, ориентировку в пространстве. Вводная часть призвана взбодрить организм и подготовить его к выполнению комплекса общеразвивающих упражнений — основной части. В ней решаются следующие задачи: профилактика опорно-двигательного аппарата (выработке правильной осанке и упражнения на профилактику плоскостопия); укрепление сердечно - сосудистой и дыхательной системы.
В основную часть включаются общеразвивающие упражнения (в количестве 3 -7 в зависимости от возраста детей) или другие виды физических упражнений: танцевально – ритмические, хороводные и подвижные игры и т. д. В конце основной части даются интенсивные упражнения для нагрузки (прыжки, бег). Физическая нагрузка во время основной части достигает максимума. Главной целью этой части являются: укрепление всех групп мышц; совершенствование координации движения.
При подборе общеразвивающих упражнений нужно руководствоваться следующими требованиями:
• упражнения должны быть для всех групп мышц, из разных исходных положений, разной интенсивности, темпа;
• с различными пособиями, ритмично – музыкальным сопровождением, в различных построениях и обязательно интересными для детей.
Весьма целесообразным является применение на утренней гимнастике предметов : султанчиков, погремушек, гимнастических палок, ленточек и т. д. Это может быть стандартное оборудование и оборудование, сделанное своими руками (слайд № 5) Они создают у детей интерес, оказывают значительное влияние на освоение движений.
При проведении ОРУ команды педагога должны быть четкими, понятными детям.
Выполнение ОРУ:
- название упр. (создание образности);
-исходное положение;
- краткое описание упражнения.
- команда к выполнению – упражнение начинай или приготовились «И».
Количество и дозировка ОРУ увеличиваются с возрастом детей.
Пояснение упражнения сочетается с наглядностью лишь впервые дни освоения комплекса. Причем к показу педагог привлекает детей, хорошо владеющими данными движениями. Дети старшего дошкольного возраста быстро запоминают последовательность упражнений в комплексах. Они успешно проделывают их и без сопровождающего образца педагога. Это дает педагогу возможность ходить между рядами, оказывать индивидуальную помощь (можно дать домашнее задание – повторить комплекс с родителями) В группах младшего и среднего возраста Поскольку на 3 году жизни многие дети не могут сразу включаться в организованную воспитателем деятельность и отстают во времени при выполнении заданий, к ним требуется очень тонкий и дифференцированный подход. Не следует настаивать на непременном участии каждого в утренней гимнастике, не беда, если кто-то из детей не сразу начнет выполнять упражнение. Важно, чтобы это было сделано ребенком добровольно и по его собственному желанию.
При выполнении упражнений очень важно следить за точностью и правильностью выполнения движений детьми; нельзя забывать о дыхании. Следить за тем, как ребенок дышит во время выполнения гимнастики - нужно стараться не задерживать дыхание, дышать через нос, полной грудью, соразмеряя ритм дыхания с движениями.
Комплекс утренней гимнастики дети выполняют две недели. Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы. Комплексы для утренней гимнастики составляют из упражнений, освоенные детьми на физкультурных занятиях. Чтобы повысить физическую нагрузку и поддержать интерес к утренней гимнастике, через несколько дней допускаются усложнение упражнений, изменение темпа их выполнения, увеличение количества повторений, замена образов, которым дети подражают, замена инвентаря.
Во время заключительной части нагрузку постепенно снижают и организм возвращается в привычное состояние; проводится ходьба, малоподвижная игра, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, упражнения для глаз.
Важно обеспечить высокую моторную плотность, поэтому на объяснения, на показ упражнений, раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное время. Моторная плотность на утренней гимнастике достигается :
- специальным подбором упражнений;
- их повтором и дозировкой;
- темпом;
- использованием подвижных игр, бега;
- физкультурных пособий;
- правильной организацией детей;
- местом проведения (на воздухе);
- музыкальным сопровождением.
Используются разные формы проведения утренней гимнастики : (слайд №6)
- традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений с предметами и упражнения без предметов;
- сюжетная гимнастика строится на обыгрывание какого – либо сюжета, например: «В лесу», «На лесной полянке» или знакомых сказок: «Заюшкина избушка» и д. р. Образные движения объединяются одной темой и сопрвождаются стихотворным текстом.
- игрового характера – из 3 - 4 подвижных игр. Она состоит из хорошо знакомых подвижных игр разной интенсивности. Для вводной части подбираем подвижные игры средней и малой подвижности («Найди свою пару», «Удочка», «Найди погремушку», «Волшебные стульчики»). В основной части – игра высокой подвижности, направленная на совершенствование разных видов основных движений («Ловишка с лентой», «Куры в огороде», «Воробышки и автомобиль»). В заключительной части проводят игру малой подвижности («Море волнуется») на восстановление дыхания и приведения всех фукциональных систем организма в норму.
- образно – игровая гимнастика с использованием имитационных движений, стихов, потешек, загадок способствует не только развитию у детей гибкости, ловкости, координации движений, а также направлена на развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики рук, способствует формированию звуковой культуры речи и развитию интереса к разным движениям.
В самом тексте игры заложено содержание разных двигательных действий:
- «Медвежата играются, с боку на бок катаются»;
- «Мы попрыгаем на месте прыг да прыг, носочки вместе»;
- «Мы на пальчиках идем, прямо голову несем».
- с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов.
- ритмическая гимнастика включает различные виды ходьбы во вводной части, танцевальные шаги, подскоки и бег под музыку.
В основной части проводится музыкально-ритмическая разминка с элементами народных и современных танцев, гимнастические упражнения.
https://xn--d1acalldpbj9c1e.xn--p1ai/dipom/
В заключительной части - музыкальные игры и звуковая дыхательная гимнастика («Бубен», «Микрофон»). Ритмическая гимнастика выполняется под ритмичную бодрую музыку, в умеренном и быстром темпе.
Использование в утренней гимнастике упражнений на основе ритмической гимнастики, позволяет повысить эффективность процесса физического воспитания и оказывает положительное влияние на состояние здоровья, динамику физической подготовленности, а также на формирование интереса детей к систематическим занятиям утренней гимнастикой.
- в форме круговой тренировке, позволяет проводить упражнения с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа движений, чередовать физкультурные пособия. Можно создать разные полосы препятствий с использованием разнообразных модулей. В конце предлагаются дыхательные упражнения, релаксация, игровой стретчинг.
- оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени);
Упражнения циклического характера составляют основное содержание утренней гимнастики : это бег, различные виды ходьбы. Сначала детям предлагаем короткую разминку, состоящую из упражнений общеразвивающего воздействия. При этом постепенно увеличивается расстояние, интенсивность, время бега. Важно правильно дозировать нагрузку, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. В заключении выполняем дыхательные упражнения, и упражнения на расслабление.
- с использованием простейших тренажеров дает оздоровительный эффект за относительно небольшой период времени, помогает решить проблему дефицита пространства, позволяет детям выполнять их любимые движения. Работа на тренажерах является прекрасным средством для развития органов дыхания и всех групп мышц. Её структура традиционна и отличается тем, что в основной части дети работают на тренажерах: на беговой дорожке, велотренажерах, батутами, мини – степперах и т. д. Однако, не у всех условия позволяют проводить утреннюю гимнастику на тренажерах, поэтому их можно заменить нетрадиционным оборудованием.
Так, с детьми младшего дошкольного возраста используем преимущественно сюжетные, игровые и комбинированные формы проведения гимнастики.
В старшем дошкольном возрасте гимнастику проводится в форме круговых тренировок, оздоровительного бега, на полосе препятствий, с использованием нетрадиционного оборудования, ритмической гимнастики и т. д.
Чтобы повысить интерес детей к занятиям утренней гимнастикой, необходимо внедрять новые инновационные игровые технологии.
Инновационные игровые технологии:
фитнес технологии (игровой стретчинг, фитбол – гимнастика, степ-аэробика);
танцевально - ритмическая гимнастика (Са-Фи-Дансе, креативная гимнастика, игроритмика, игрогимнастика, игротанец и т. д.);
остеопатическая гимнастика, игровой самомассаж.
Вся работа строится с учетом возрастных, физических и индивидуальных особенностей дошкольников.
При проведении утренней гимнастике мы используем следующие фитнес технологии (игровой стретчинг, фитбол – гимнастика, степ-аэробика)
- фитбол- гимнастика уникальна по своему воздействию на организм занимающихся. Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, содействуют развитию двигательных способностей и повышают эмоциональный фон занятий, вызывая положительный настрой.
Утреннюю гимнастику с фитболами проводим только со старшей группы ввиду повышенной сложности выполнения упражнений на мяче. Начинаем вводную часть с игровой гимнастики под музыку Екатерины Железновой (“Аэробика для малышей”). Все движения выполняются по тексту песен, только сидя на мяче, далее занятие проходит под любую музыку (лучше в обработке для детей). Темп мелодий может меняться. В начале использовали мелодии медленного или среднего темпа, чтобы организм постепенно входил в дозированную нагрузку. Обязательным условием является наличие игрового сюжета. Например: фитбол это - «колобок». Дети слушают сказку и выполняют движения.
- игровой стретчинг – это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных ли имитационных действий и выполняются по ходу сюжетно – ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному материалу Другими словами – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность.
Этими упражнениями можно начинать заниматься уже с ребенком от трех- четырех лет. Каждое упражнение повторяется 4- 6 раз (в зависимости от возраста). Подбирается инструментальная музыка с ярко выраженным ритмом. Игра состоит из нескольких фрагментов, в которые вплетены упражнения на статичную растяжку мышц, прыжки, стимуляцию точек на стопе, расслабление для восстановления дыхания (длится 15 минут со старшими, 10 минут с малышами)
Структура построения утренней гимнастики :
В первой (вводной) части, дети выполняют упражнения в различных видах ходьбы, бега прыжков, для принятия правильной осанки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания.
Во второй (основной) части переход к игровому стретчингу. Каждый комплекс разучивается на физкультурном занятии. Важно осуществить правильный выбор упражнений для всех групп мышц, вариативно менять виды деятельности.
В третьей (заключительной) части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. Дыхательные упражнения способствуют более быстрому восстановлению организма и несут оздоровительный характер. Важно научить ребенка дышать носом, соотносить вдох и выдох с движениями. Упражнения на релаксацию включаем в каждое занятие, выполняемое в игровой форме.
Степ - аэробика – танцевальная аэробика с применением специальных платформ – степов. Это нестандартное пособие, предназначенное для работы с детьми старшего дошкольного возраста, способствует формированию осанки, костно-мышечного корсета, устойчивого равновесия, укрепляет сердечно - сосудистую и дыхательные системы, совершенствует точность движений, развивает координацию, уверенность и ориентировку в пространстве. Упражнения для степ–аэробики подбираются преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба, вызывающие активную деятельность органов кровообращения и дыхания) простые по своей двигательной структуре, сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создает у детей хорошее настроение. С детьми на занятиях разучиваются основные шаги, затем добавляются предметы (гантели, мячи обручи) и включаются в комплексы утренней гимнастики.
Комплекс упражнений состоит из подготовительной части и основной части. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Все упражнения основной части выполняются на степе в легком танцевальном ритме с небольшой амплитудой. Заканчивается комплекс аэробики упражнениями на дыхание и расслабление, выполняемыми в медленном темпе.
Музыкальное сопровождение вызывает у детей эмоциональный подъем, радостные ощущения. Выбор музыкальных произведений для утренней гимнастики определяется характером включаемых в нее упражнений. Так, бодрая ходьба, с которой начинается утренняя гимнастика, согласуется с музыкой марша. Наоборот, в конце утренней гимнастики ходьба дается для того, чтобы снизить возбуждение и привести организм в норму; в соответствии с этим и заключительный марш должен быть спокойным, исполняется в умеренном темпе.
Таким образом, утренняя гимнастика является одной из основных форм физического воспитания детей, поэтому должна проводиться живо, интенсивно, весело, привлекательно. Но не стоит забывать, что лишь наличие регулярной адаптированной нагрузки позволит ребенку вырасти здоровым и сильным.
Используемая литература:
1. Алябьева Е. А. «Нескучная гимнастика», – ТЦ «Сфера», 2014 год.
2. Атрепьева, Л. В. Степ - аэробика для детей дошкольного возраста. Физическое и эмоциональное развитие ребенка через занятия на степ-платформе.
3. Белова Т. А. Использование степ - платформы в оздоровительной работе с детьми. / Справочник старшего воспитателя - № 7, 2009
4. Буренина А. И. "Ритмическая пластика для дошкольников" Учебно-методическое пособие по программе "Ритмическая мозаика" Санкт-Петербург 1994 г
5. Богуш Д. А. Корейский метод Су-Джок. – М. : Ника-Центр, 2008. -10, 16, 18, 58 с.
6. Долгорукова О. Фитнес-аэробика // Обруч. - 2005. - №6. - с. 42-45.
7. Кузина И. Степ-аэробика для дошкольников // Дошкольное образование, 2008г.
8. Константинова А. И. «Игровой стретчинг», издательство «Санкт - Петербург», 1993 год.
9. Кузина И. Степ-аэробика для дошкольников // Дошкольное образование, 2008г.
10. Научно практический журнал «Инструктор по физкультуре» № 4. 2009г, Машукова Ю. М. Степ-гимнастика в детском саду.
11. Подольская Е. И. «Оздоровительная гимнастика», – «Учитель», 2012 год
12. Пак ЧжэВу. Вопросы терапии и практики Су-Джок терапии: Серии книг по Су-Джок терапии. Су-Джок Академия, 2009
13. Родынова О. П. «Сказка о музыке» детям от 6 до 7 лет, издательство «Москва», 2000 год.
14. Сулим Е. В. «Занятия по физкультуре в детском саду: игровой стретчинг».
15. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «Са-Фи-Дансе» : (Танцевально – игровая гимнастика для детей) Учебно-методическое пособие. – СП Детствопресс., 2000.
16. Фитнес для малышей [Электронный ресурс] URL : https://www.bienhealth.com/articles/fitnes-dlya-malyshey/
17. Шебеко В. Н., Ермак Н. Н., Шишкина В. А. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – 2 –е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 1997, - 192 с.