Вера Галыкова
Консультация «Уголок уединения»
▼ Скачать + Заказать документы
Уголок уединения, как условие создания позитивного психологического климата в группе.
Одна из задач, на решение которой направлен ФГОС ДО: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Другая задача ФГОС ДО указывает на то, что развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможность для уединения. Кроме того РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств (для игр, конструирования, уединения, а также разнообразных материалов, игр, игрушек, оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.
Публикация «Консультация „Уголок уединения“» размещена в разделах
Жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста во многом зависит от его эмоционального состояния. Управлять своими переживаниями маленький ребенок еще не научился, поэтому он подвержен в значительной степени переменам настроения. Его достаточно легко развеселить, но еще легче обидеть. Поскольку ребенок не знает себя, то владеть собой он не умеет. Очень важно научить дошкольника воспринимать себя таким, какой он есть в действительности, ведь самопринятие во многом определяет характер взаимодействия с другими людьми. Поэтому развитию этого чувства у детей необходимо уделять серьёзное внимание с раннего возраста.
Каждый ребенок, приходя в детский сад, должен иметь возможность в любое время (при необходимости) проработать свои негативные эмоции и избавиться от них.
Уголок уединения - это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность, что способствует решению задач стандарта, улучшает психофизическое состояние ребенка.
Группа детского сада – пространство коллективной жизни. Здесь ребенок находится в условиях коллективных отношений, независимо от своего настроения, переживаний и событий.
Уголок уединения позволяет решить ряд следующих задач:
1. В младшем дошкольном возрасте - облегчить процесс адаптации. Помочь малышам пережить расставание с мамой и привыкнуть к требованиям педагога;
2. Создать положительный эмоциональный микроклимат в группе;
3. Формировать позитивное отношение ребенка к сверстникам и взрослым;
4. Организовать систематическую работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей;
5. Способствовать сплочению детского коллектива, формируя позитивные дружеские отношения в группе.
Требования к уголку уединения
Уголок уединения должен быть небольшого размера и, скорее, напоминать небольшой домик, норку, в которой ребенок сможет переждать свой стресс, неприятные эмоции, расслабиться, а затем снова пойти навстречу коллективу. Уголок уединения должен располагаться в спокойной зоне группы, где нет активных игр. Цвета, используемые в уголке, должны быть пастельных оттенков, спокойными, не кричащими. Ребенок в нем должен отдыхать, а не дополнительно раздражаться агрессивными яркими тонами. Такой мини-домик можно сделать в виде шатра, ширмы, палатки и т. д. При этом ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя дискомфортно, зажато или, напротив, ведет себя вызывающе, агрессивно.
Для раннего возраста - палатка, домик, норка.
Для среднего, старшего возраста «Шатёр»
«Ширма но колесиках»
Используется в любом возрасте, применяется там, где позволяет пространство.
Таким образом, ребенок сам сможет обозначить границы именно "своего" уголка, передвинув ширму, что создаст еще большее ощущение комфорта.
Наполняемость уголка
Уголок уединения, как правило, наполняют предметами, к которым ребенок испытывает теплые чувства, которые ему близки.
Педагог обстоятельно знакомит воспитанников с каждым атрибутом и пособием, демонстрирует способы взаимодействия с ним, ведь именно от этого зависит эффективность деятельности дошкольника в уголке уединения.
Содержимое уголка
фото
Рекомендуется положить в него фотографии родных и близких, фото любимых питомцев или изображение любимых героев сказки (альбом, где есть странички у каждого ребенка из группы, игрушечный телефон, по которому можно "позвонить" маме с папой.
Если позволяет форма уголка, его расположение, на стену можно повесить пейзажи, обладающие терапевтическим эффектом.
Всем известно, что сильным умиротворяющим свойством обладает вода, песок, именно поэтому различные световые и шумовые водопады, лава-лампы, песочные динамичные картины.
Обязательным атрибутом такого уголка будут мягкие, красивые подушки, на которые ребенок сможет прилечь отдохнуть и, к примеру, послушать расслабляющую музыку (дуновение ветра, шум воды, пение птиц, звуки дождя). Желательно «населить» в уголок : игрушки-обнимашки.
Массажные мячики, эспандеры хорошо снимают мышечное напряжение. Мешочки с изображением эмоций наполняются материалами разной фактуры (что то грубое в мешочек с эмоцией «гнев, злость», что-то мягкое в «радость» и т. д.) В продаже есть игрушки с различными наполнителями, сшиты из разных материалов.
Данные игрушки хорошо успокаивают, т. к. наполнитель очень пластичный, легко поддается. Психологический эффект – возможность отработать негативные эмоции, трансформировать их.
Сувенирные маятники. Повторяющиеся движения могут отвлечь тревожного ребенка и успокоить агрессивного, гиперактивного.
Калейдоскопы неизбежно улучшают настроение. Созерцание любого «волшебства» отвлекает от тревожных мыслей даже взрослых людей.
Подушки для битья, подушки-поплакушки (чтобы выплакаться)
«Стаканчик гнева» (коробочка, корзина,сундук и т. д.). Это красиво оформленный стакан (лучше с черным фоном) с крышкой, в котором ребенок может оставить свои нехорошие слова и мысли. Когда малыш выговорится, он плотно закрывает стакан и прячет его.
«Коврик злости». Это маленький коврик из грубой пряжи или их шероховатой ткани. Ребенок разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться.
«Островок примирения». Это небольшой коврик, красиво оформленный, сделанный своими руками. Поссорившиеся дети становятся на него и разрешают конфликт, мирятся. (Трубочка, варежка)
Зеркало для хорошего настроения. Когда воспитатель замечает, что малыш не в духе, то предлагает ему сесть в уголке перед зеркалом, взглянуть на свое отражение и улыбнуться.
Кружка «Кричалка». Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные эмоции. Чтобы не создавать шума и не пугать других детей, ребенку предлагается покричать в такую кружку.
Нестандартное оборудование в уголке уединения Отдельная категория игрушек и пособий уголка может быть направлена на то, чтобы ребенок смог выплеснуть все свои негативные эмоции.
Коробочка «Спрячь все плохое». В нее дети складывают рисунки, в которых выразили всю свою «злость и обиду». Возможно, это не просто коробочка, а возможно, она волшебная. В нее «вкладываешь» свою обиду, а открывая – находишь там добрый совет.
Кубик нашего настроения, на гранях, которого находятся мордашки с эмоциями; маски настроения; зеркало настроения, помогающие ребенку проработать и отпустить свои негативные эмоции.
Стоит отметить, что содержимое уголка следует периодически обновлять, однако некоторые предметы должны находиться в уголке постоянно. Это будет придавать ребенку чувство уверенности и постоянства. Необходимо создать правила нахождения в уголке уединения. Например, пока идут песочные часы. Либо это будут символические картинки, которые дети будут класть в кармашки, прикреплять магнитом и т. д.
Образовательные виды деятельности в уголке уединения.
С каждым предметом и атрибутом в уголке уединения можно развернуть целую игру. Всё здесь зависит от фантазии и заинтересованности воспитателя.
Игры-манипуляции с предметами. Например, «Ласковое солнышко». Если какой-то реб нок рассердился или слишком расшалился, педагог предлагает ему поиграть в уголке с лучиками игрушечного солнышка — ленточками, накручивая их себе на пальчики. Это также могут делать одновременно два поссорившихся реб нка: они играют с ленточками, одновременно говоря друг другу добрые слова. Другой пример — занятия с разноцветными клубками. Нитки помогают дошкольнику научиться приё мам саморегуляции: когда малыш сматывает нитки в клубок, он успокаивается. Действия с пряжей можно сочетать с чтением стихотворения или пением песенки.
Дидактические игры. Реб нок может самостоятельно поиграть в настольную игру на обогащение эмоциональной сферы, например, распределить на 2 группы карточки с изображениями хороших и плохих поступков.
Речевые игры с использованием предметов. Например, «Мои добрые дела». Можно предложить воспитаннику вспомнить свой хороший поступок и положить фишку в специальную коробочку (при этом вс проговаривается вслух).
Изобразительная деятельность. Например, «Нарисуй сво настроение» (здесь важную роль играет выбор цвета, «Нарисуй или слепи из пластилина свой страх» (это уже элементы арт-терапии — затем малыш может порвать картинку, а пластилиновую фигурку смять в комок).
Физическая деятельность. В старшем дошкольном возрасте ребята в уголке уединения могут выполнить знакомую им пальчиковую или дыхательную гимнастику (здесь пригодятся карточки-схемы, сделать себе точечный массаж. Всё это способствует расслаблению и улучшению эмоционального состояния.
Таким образом, уголок уединения способствует созданию позитивного психологического климата в группе.