МААМ-картинки

Консультация «Сущность и своеобразие сюжетно-ролевых игр»

Анастасия Середа
Консультация «Сущность и своеобразие сюжетно-ролевых игр»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное детство – очень важный период становления личности. В этот период ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем, у него формируется определенное отношение к людям, труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

В период с трех до семи лет ведущим видом деятельности ребенка является игра. Сюжетно-ролевая игра обеспечивает ребенку ощущение самостоятельности, самореализации, свободы, позволяет реализовывать творческие способности, достигать эмоционального комфорта, удовлетворять потребность в общении.

Публикация «Консультация „Сущность и своеобразие сюжетно-ролевых игр“» размещена в разделах

В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются важные качества личности, усваивается общественный опыт. Игра открывает большие воспитательные возможности. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, знания им возрастных психологических особенностей, от правильного методического руководства.

Таким образом, актуальность темы вызвана потребностью в знаниях основ и особенностей сюжетно-ролевых игр, в совершенствующихся игровых методах психолого-педагогического воздействия, особенностях формирования игровых умений у детей разного возраста.

I. Предпосылки сюжетно-ролевой игры

Игра является основным видом деятельности ребенка-дошкольника. Ребенок всегда играет, и его игра имеет большой смысл: она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке важных навыков и умений. Игра – источник развития ребенка.

Предпосылки к возникновению ролевой игры создаются внутри предметной деятельности ребенка раннего возраста. Они состоят в следующем:

1) отделение действий от предмета и их обобщение,

2) использование ребенком предметов-заместителей,

3) отделение своих действий от действий взрослых и возникновение личных действий самого ребенка,

4) сравнение ребенком своих действий с действиями взрослых и отождествление их,

5) воспроизведение ребенком в своих действиях цепочки действий взрослых

С раннего возраста ребенок проходит этапы развития игровой деятельности при обучающем воздействии взрослых. Первым таким этапом является ознакомительная игра (манипулятивная деятельность). Взрослый, используя разнообразные игрушки, предметы, организует предметно-игровую деятельность ребенка, содержание которой составляют действия – манипуляции. Эти действия ребенок совершает вместе со взрослым, обследуя свойства и качества предмета, игрушки. Уже с 3-4 месяцев младенец тянется к игрушкам, рассматривает их. В 5-6 месяцев ребенку предлагают игрушки из разных материалов, отличающиеся по форме, величине, цвету, показывают действия с ними. В ознакомительной игре прослеживается намеренность действий ребенка: он тянется к игрушке, захватывает ее, рассматривает, стучит, бросает, слушает, как она загремела, тем самым познавая и ее свойства. Это является предпосылкой развития целенаправленности, характерной для сюжетно-ролевой игры.

На втором этапе развития игровой деятельности появляется отобразительная игра (предметная деятельность). Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание ребенка на его целевое назначение («Это чашка – из нее пьют) и свойства. Ребенка учат играть с игрушками в зависимости от этих свойств: катать шарик, складывать в коробочку мелкие игрушки, сжимать и разжимать резиновую игрушку. Ребенок овладевает действиями с некоторыми бытовыми предметами (открывает-закрывает кастрюлю). Ребенка 9-10 месяцев учат соотносить предметы по форме, по их физическим свойствам: снимать и надевать на стержень колечки, накладывать 2-3 кубика один на другой. Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребенка переносить усвоенные действия с одного предмета на другой, т. е. обобщать действия. Например, научился прокатывать шарик с горки – попробуй сделать то же с мячом, машинкой.

На третьем этапе развития игры формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни. Игра проявляется в обычном подражании ребенком взрослому: самостоятельно пылесосит, варит суп, укладывает игрушки спать, что-то ремонтирует, кормит куклу. Для развития сюжетно-отобразительной игры необходимы образные игрушки, с помощью которых детей вовлекают в решение игровых задач («Зайка устал, уложи его спать», «Кукла хочет есть, свари ей кашу»). Перед ребенком ставится условно-игровая цель деятельности, которую он достигает игровыми способами и средствами, и получает воображаемый результат.

В течение второго года жизни ребенок учится выполнять разные игровые действия (укладывать куклу, кормить ее, катать в коляске, варить еду, перевозить в машине игрушки, грузы и т. п., дополнять или заменять игровые действия первыми речевыми высказываниями. Детям предлагают для игры разнообразный материал: образные игрушки, предметы-заместители. Основное требование к игрушке-заместителю – удобство в выполнении игровых действий, соразмерность по величине с другим игровым материалом. Очень важно, чтобы такая игрушка напоминала изображаемый предмет общими контурами (вместо градусника использовать карандаш, вместо мыла, кирпичик). При правильном руководстве игрой дети трехлетнего возраста не только с увлечением используют предложенные взрослым предметы-заместители, но и сами заранее выбирают и договариваются, что они будут обозначать. Для развития сюжетно-отобразительной игры эффективны показы-инсценировки, настольный кукольный театр. [7]

Через некоторое время ребенок начинает обыгрывать знакомые ему жизненные ситуации (посещение больницы, поход в магазин).

К трем годам в играх детей прослеживаются начала режиссерской и сюжетно-ролевой игр: подражание взрослым, создание воображаемых образов, стремление активно действовать, познавать окружающий мир.

Основное условие для развития сюжетно-ролевой игры – это совместные игры взрослого и ребенка. Чтобы научить детей развивать содержание игры, педагог обыгрывает жизненные ситуации, привлекая их к активному участию. Например, вводит новые персонажи («Пришел в гости зайка, давай покормим его», новые блюда («Будем угощать пирогом, дадим гостям конфеты», новую посуду (яблоки в вазе, конфеты в конфетнице). Следует побуждать детей воспроизводить ранее усвоенные действия в новых вариантах игры. Педагог создает ситуации, стимулирующие ребенка к использованию предметов-заместителей (ножа нет, чем же резать хлеб, к действиям в воображаемой ситуации. Такие игры обычно сопровождаются речью, которая помогает созданию образа.

II.Формирование взаимоотношений детей в сюжетно-ролевых играх

В сюжетно-ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений детей. В разных формах жизни детей (занятиях, труде) также идет общественная жизнь, но ведущая роль в них принадлежит взрослому, а в игровой деятельности многое обусловлено активностью самих детей.

Развитие общественности в дошкольном возрасте имеет свои этапы.

В раннем возрасте появляется игра с предметами, что позволяет ребенку играть в коллективе детей того же возраста, не общаясь с ними.

От индивидуальной формы дети переходят к общественным формам. Игры рядом позволяют ребенку свободно действовать рядом с другим играющим ребенком. У ребенка складывается понимание, как надо относиться к игре другого. На этом уровне создаются условия для естественного объединения играющих.

То, что ребенок сосредоточен на своей игре, умеет ее организовать, является предпосылкой для перехода к совместным играм. Возникает процесс взаимодействия, который носит разный характер:

• кратковременное общение – характеризуется тем, что ребенок на какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу. Новый этап игры отличается появлением замысла, дети подбирают игрушки, предметы. Но замысел еще неустойчив, в ходе игры дети могут изменить его или забыть о нем. Дети пока еще не чувствуют своей связи в общей деятельности.

• длительное взаимодействие на основе интереса к содержанию игры. Ребенок на этом уровне начинает ответственно относиться к своей роли в общей игре. Он начинает оценивать качество и результат действий, своих и товарищей, с точки зрения задач совместной игры. На этом этапе дети могут придумать интересную игру, организовать ее и играть долго.

• постоянное взаимодействие на основе общих интересов. Дети, объединенные дружескими интересами, способны уступать друг другу в выборе сюжета, распределении ролей, согласовывать свои действия.

В сюжетно-ролевой игре возможно сближение больших групп детей, что создает условия для развития коллективных взаимоотношений. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли.

В игре происходит столкновение умов, характеров, замыслов. В этом столкновении складывается личность ребёнка, формируется детский коллектив. В игре формируются такие качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей.

Детский коллектив в игре формируется постепенно, под влиянием работы воспитателя. Чтобы поддерживать и развивать интересы детей, их активность, самостоятельность, необходима организация детского коллектива. Наличие этих качеств помогает установлению дружеских взаимоотношений, приобретению навыков коллективных действий. Педагог приучает детей бережно, с уважением относиться к игре товарищей, воспитывает в детях желание помочь товарищу, поделиться с ним, отозваться на его просьбу. Воспитывая у детей отношения доброжелательности друг к другу, в ходе игр он привлекает их внимание к интересам и потребностям сверстников, находящихся рядом. С застенчивыми детьми требуется индивидуальная работа.

Важно, чтобы дети учитывали право каждого ребенка на участие в совместной игре, умели обратиться с просьбой поиграть вместе, ответить на просьбу приветливо, принять товарища в игру, были внимательными к предложениям товарища, умели выслушать, согласиться, либо вежливо и тактично отказываться, отклонять предложение другого ребенка. Взрослый обращает внимание на недопустимость резких, грубых обращений и ответов.

III. Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: тема, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие, ролевое поведение, ролевое взаимодействие, правила.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация. Игровая ситуация – обстоятельства игры, не существующие реально, а создаваемые воображением. Замысел – план действий, задуманный играющими. Правила – порядок действий в игре.

Сюжет – это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Он представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. Сюжеты игр разнообразны: бытовые (игры в семью, детский сад, производственные (игры в больницу, магазин, общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку).

Содержание игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

В зависимости от глубины представлений ребенка о деятельности взрослых меняется и содержание игр. Первоначально «схватывается» в реальной жизни и отражается в игре только внешняя сторона деятельности (с чем человек действует: «человек - предмет»). Затем, по мере понимания ребенком отношения человека к своей деятельности, элементарного постижения общественного смысла труда, в играх начинают отражаться взаимоотношения людей («человек - человек», а сами предметы легко заменяются или только мысленно представляются.

По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Однако на границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам, в которые они играли и раньше (в семью, больницу, строителей и др.). Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Продолжается обобщение игровых ситуаций, помимо условных и символических действий, дети активно используют речевые комментарии, которые представляют собой словесное замещение каких-либо событий. Дети прибегают к ним, чтобы не нарушать логику развертывания содержания игры.

Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он на себя берет. Роль – средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Любая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры.

Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста. На третьем году жизни наблюдается эмансипация ребенка от взрослого. Одновременно у дошкольника растет стремление действовать самостоятельно, но как взрослый. Тогда, малыш, играя, начинает выполнять отдельные действия, характерные для какого-либо взрослого, хотя и не называет себя именем взрослого. Это и есть первые начатки роли. К ним следует отнести и еще один признак: ребенок «озвучивает» игрушку, говоря от ее лица.

Ролевое действие – деятельность ребенка в роли. Последовательность ролевых действий характеризует ролевое поведение в игре.

IV. Педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми: прямые и косвенные приемы руководства

Планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми, педагог предусматривает обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей, развитие творческих способностей детей, формирование положительных взаимоотношений.

Руководство сюжетно-ролевой игрой осуществляется в двух основных направлениях: прямое и косвенное руководство.

Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру) – направлено на обеспечение опыта детей и включает в себя:

• наблюдения,

• целевые прогулки,

• экскурсии,

• беседы,

• чтение художественной литературы,

• просмотр кино, видеофильмов,

• занятия,

• рассмотрение иллюстраций,

• ознакомление с атрибутами, предметами-заменителями и способами их использования,

• организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками,

• игры (конструктивные, дидактические, подвижные, изобразительная деятельность,

• игры-имитации,

• придумывание историй для планирования игры,

• «домашние задания», которые приучают ребенка к самостоятельному поиску информации.

Прямое руководство – с вмешательством в игру. Важно обдумать, как способствовать объединению детей, научить их распределять роли, доводить до конца задуманное.

Первое условие успешного руководства играми – умение наблюдать за детьми, понять их игровые замыслы и переживания. Но ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может и хочет делиться с взрослыми. Педагогу необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт, что легко достигается, если педагог относится к детской игре серьезно, с искренним интересом. Такому педагогу дети рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью.

Приемы прямого руководства – включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры, обсуждение ролевого поведения играющих после игры).

Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

Большое значение имеет создание предметно-игровой среды. В младших группах среда должна содержать готовые игровые зоны, предметы в них частично совпадают с материалами для развития двигательной активности детей. В средней группе уже не нужны готовые игровые зоны, границы игровых зон размыты, одни и те же атрибуты могут быть использованы в нескольких играх. В группах старшего дошкольного возраста необходимо отказаться от стационарных игровых зон, сковывающих игровую инициативу детей, предлагающих детям готовые сюжеты. Дети сами выбирают необходимы атрибуты в соответствии с замыслом игры. Атрибуты помещаются в лотки и коробки, которые помечаются условными обозначениями для каждой игры.

V. Приемы руководства ходом сюжетно-ролевой игры

Особенно сложна роль педагога в ходе развития сюжета игры. Во время подготовки к игре, когда дети еще не вошли в свои роли, когда сюжет только намечается, педагог с уважением относится к замыслу участников, может давать им советы, руководить их поведением, как взрослый детьми.

В процессе руководить игрой сложнее, неосторожным вмешательством можно разрушить созданный ребенком образ. Не всегда дети прислушиваются к советам взрослых во время игры.

Педагог не может быть равнодушным зрителем, он выражает сочувствие матери, у которой заболела дочка, с интересом слушает рассказ моряков об опасных трудностях их путешествия. Такой педагог может дать совет относительно дальнейшего развития игры, и ребенок прислушивается к его словам, особенно когда к нему обращаются как к действующему лицу. Эти советы обогащают замысел игры.

Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Через выполняемую им роль, игровые действия он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в нее всех детей, особенно робких, застенчивых, пробуждает в них уверенность в своих силах.

При непосредственном участии в играх, часто совсем не главную, эпизодическую роль занимает воспитатель. Но и в этой роли можно незаметно руководить игрой, направлять ее, будить воображение детей, в результате чего возникают новые эпизоды, о которых дети сами раньше не догадывались. Например, в роли зрителя в театре спрашивать, где продаются билеты, и таким образом наводить на мысль сделать кассу.

VI. Формирование игровых умений у детей в разных возрастных группах

В первой младшей группе познание окружающего мира происходит через предметную среду. На первом этапе (1,5-3 года) педагог делает акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создаёт ситуации, которые стимулируют ребёнка к осуществлению условных действий с предметом. Основное содержание игры – действие с предметами. Особенность процесса формирования игровых умений заключается в том, что взрослый выступает в роли равного партнёра, занимает позицию ребёнка и играет вместе с ним, сохраняя естественность игры.

К концу 3-го года дети переходят к отображению простейших взаимоотношений между персонажами.

Во второй младшей группе появляется сюжетная игра на бытовой сюжет. В этом возрасте важно развивать у детей умение придумывать несложный сюжет, выбирать роль. В совместных играх с детьми следует учить ролевым взаимодействиям в сюжетах с 2-3 действующими лицами, в индивидуальных играх с партнерами-игрушками выполнять роль и за себя, и за игрушку. Педагог должен поощрять попытки детей самостоятельно выбирать атрибуты для игр и дополнять игровую обстановку недостающими предметами и игрушками.

В средней группе детей переводят к более сложному ролевому поведению в игре. В этом возрасте появляются игры с производственными сюжетами. Дети в средней группе должны уметь изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, а также менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры. Важно научить ребенка находить для себя роль, подходящую по смыслу к ролям сверстников с которыми он хотел бы поиграть.

На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете, взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. Если у ребенка возникают собственные предложения в ходе игры – необходимо их принять. Содержанием становится отражение разнообразных взаимоотношений взрослых. Значение действий с орудиями, предметами отодвигается на второй план.

В старшем дошкольном возрасте у детей развивают умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет, согласовывать тему для начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые атрибуты. Совместную игру с детьми следует начинать не с придумывания совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения уже известных, постепенно взрослый переводит к более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем и к совместному придумыванию нового. В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми.

В подготовительной группе педагог обязательно должен обогащать содержание игр. Разнообразие игровых интересов не всегда опирается на достаточные знания. В связи с этим многие игры оказываются схематичными, и дети быстро теряют интерес к возникшему замыслу. Основными приемами развития содержания игры являются расширение и углубление знаний детей об изображаемых событиях и явлениях. В этих целях воспитателю особенно целесообразно использовать детскую литературу.

Публикации по теме:

Атрибуты для сюжетно-ролевых игрАтрибуты для сюжетно-ролевых игр Ф. И. О педагога -Гуляева Оксана Николаевна Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кэскил».

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр мальчиковАтрибуты для сюжетно-ролевых игр мальчиков «Атрибуты для сюжетно –ролевых игр мальчиков» Продолжая тему создания атрибутов своими руками хочу показать атрибуты,которые сделала для.

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр из фетраАтрибуты для сюжетно-ролевых игр из фетра Атрибуты своими рукамииз фетра для сюжетно-ролевых игр "Семья", "Кафе", "Столовая". "Игра - это творческая переработка пережитых впечатлений,.

Фотоотчет о смотре сюжетно-ролевых игрФотоотчет о смотре сюжетно-ролевых игр В нашем детском саду проходил смотр конкурс о подготовке атрибутов к сюжетно ролевым играм. Во всех группах детского сада воспитатель.

Консультация для педагогов «Организация сюжетно-ролевых игр»Консультация для педагогов «Организация сюжетно-ролевых игр» Ни для кого не секрет, что игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре ребенок в ненавязчивой форме узнает много нового, интересного.

Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : «ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Закаливание является важным звеном в системе.

Консультация для родителей о развитии ребенка в процессе сюжетно-ролевых игрКонсультация для родителей о развитии ребенка в процессе сюжетно-ролевых игр Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех.

Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах. План: Вводное.

Плита для сюжетно-ролевых игрПлита для сюжетно-ролевых игр С целью обогащения предметно – развивающей среды в группе и на участке детского сада была изготовлена плита. Она удобна тем, что её можно.

Ширма для сюжетно-ролевых игрШирма для сюжетно-ролевых игр В дошкольном возрасте образовательный процесс мы строим в виде игры. Игра присутствует в образовательной и в самостоятельной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Сущность и своеобразие сюжетно-ролевых игр»
Опубликовано: 31 марта 2021 в 06:40
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Сущность и своеобразие сюжетно-ролевых игр»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Середа в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД