Оксана Вормсбехер
Консультация «Создание проектно-развивающий среды в ДОУ»
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование определенных личностных качеств. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. С помощью метода проектов достигается основная цель образования – развитие личности ребенка как непрерывная перестройка его опыта. Образование – это приобретение жизненного опыта. Метод проектов дает возможность детям накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребенка движущей силой, от которого зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по – настоящему интересуют ребенка.
Публикация «Консультация „Создание проектно-развивающий среды в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Согласно программе педагог, планируя образовательную деятельность, объединяет серию занятий по нескольким дисциплинам, связанным между собой единым проектом. Особый интерес представляет интеграция следующих дисциплин: естествознание, развитие речи, изобразительное искусство. Таким образом, проект, начатый на занятии, прослеживается во всех остальных видах деятельности в конкретный период времени, что соответствует цельности детского восприятия мира, создает полную и разностороннюю его картину.
Проектирование ориентировано на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях:
- совместная деятельность воспитателя и ребенка по реализации проекта;
- совместная деятельность детей;
- совместная деятельность детей с родителями.
Результатом работы для дошкольников могут быть рисунки, поделки, аппликации, альбомы с творческими заданиями, доклады, концерты, спектакли, праздники и пр.
С рождения ребенок является первооткрывателем. Познавательная активность детей очень высока, но они не могут еще самостоятельно находить ответы на все интересующие их вопросы – им помогают педагоги, используя для этого метод проекта. Основная цель проектного метода – развитие свободной, творческой личности ребенка. Для достижения этой цели можно поставить следующие задачи:
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие творческого мышления;
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения.
При создании проект но – развивающей среды необходимо учитывать следующие компоненты:
- обеспечение условий для развития познавательных и творческих способностей детей;
- поддержание познавательной активности, обеспечение ее дальнейшего роста;
- создание условий для реализации усвоенных на занятиях способов деятельности, приобретенных знаний;
- создание условий для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых ситуаций.
Предметно- игровая среда для проектной деятельности должна быть организована таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.
Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где все взять бумагу, краски, ножницы, природный материал, костюмы и атрибуты для игр. Мебель и оборудование расположено так, что дети могут найти удобное и комфортное место. Для занятий с точки зрения его эмоционального состояния с этой целью используется разно уровневая мебель, всевозможные диванчики, пуфики и мягкие модули, уголок уединения.
Для построения развивающей среды в ДОУ выделяют следующие принципы:
1. принцип открытости;
2. принцип гибкого зонирования;
3. принцип стабильности и дипломатичности;
4. принцип полуфукциональности.
В дизайн интерьера включены элементы культуры – живописи, литературы, музыки, театра. В каждой приемной организуются выставки детского творчества для родителей (продукт проекта).
1. Обществу и открытости своего «Я» предполагает персонализацию среды каждой группы. Для этого оформляются выставки фотографий,«Вот мы какие».
2. Заключается в организации пересекающихся сфер активности.
3. Тесно связан с принципом гибкого зонирования ведь все меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения и образовательной программы.
4. Принцип полу функциональности предметного мира реализуется при помощи модульного оборудования. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками и физкультурным оборудованием, предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково- символической функции мышления дошкольников.