Оля Елизарова
Консультация «Сказка в жизни ребенка» (ранний возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Для развития всех сторон психической деятельности ребенка 2-3 лет наиболее доступным материалом является сказка. Язык первых сказок, которые слышит ребенок, ритмичен, слова в них часто зарифмованы, героям даны неожиданные и забавные определения.
Почему именно сказки?
На третьем году жизни ребенок должен уметь слушать и понимать несложные по сюжету и небольшие по объему художественные произведения (сказки, рассказы, отвечать на вопросы по прочитанному, совместно со взрослым передавать содержание знакомой сказки.
Публикация «Консультация „Сказка в жизни ребенка“ (ранний возраст)» размещена в разделах
Перечень произведений для рассказывания и чтения детям, входят народные сказки : «Репка», «Курочка Ряба»,«Колобок», «Теремок», «Колк и козлятки», «Три медведя» и т. д. Маленькому ребенку легче воспринимать рассказ, чем чтение, поэтому рассказывание в первой младшей группе предпочительнее.
Взрослый должен заранее ознакомиться со сказкой, рассказывать на память, так как чтение текста не всегда понятно детям и быстро их утомляет.
Тексты сказок просты. Сказка в раннем возрасте должна быть зримой, наглядной. Они сопровождаются не только предметными картинками, но и сюжетными.
Знакомство с каждой новой сказкой доставляет малышам радость.
Когда взрослый сочетает свой рассказ с показом фигурок настольнрго театра, а при повторным рассказывании либо оперирует этими же фигурками, либо прибегает к инсценированию сказки (как при помощи фланелеграфа, так и используя «Живые картинки»).
Перед тем как рассказать сказку «Козлятки и волк», взрослый показывает иллюстрации и характеризует персонажей : «Козлятки маленькие, волк большой, очень страшный». Дети узнают и запоминают, что коза уходила «есть траву шелковую, пить воду студеную». Затем предлагает послушать сказку «про козу, умных и послушных маленьких козлят и страшного, большого, злого волка». После показа сказки предлагает детям самостоятельно поиграть с фигурками настольного театра, а также рассматривать иллюстрации.
Восприятие р. н. сказки «Колобок», идет успешнее, когда дети рассматривают иллюстрации к сказке Ю. Вазнецова или Е. Рачевова, читают им песню колобка.
При повторении сказок (например «Репка», «Курочка Ряба») не всегда обязательно рассказывать ее целиком. В ряде случаев достаточно вспомнить отдельные отрывки, в частности те, которые легче забываются или наиболее интересны в плане обогочения речи. Взрослый начинает рассказывать отрывок один, а продолжает совместно с ребенком.
Дети вспоминают слова, которые произносит в сказке тот или иной персонаж; взрослый поощряет попытки драматизации, инсценирования. Так дети быстрее узнают и запоминают сказки.
Дети данного возраста усваивает знания при условии многократного повторения, поэтому желательно читать, не торопясь, выразительно, добиваясь, чтобы при повторном чтении малыш договаривал отдельные слова,фразы.
Это не надоедает детям, взрослые обеспечивают их активность во время слушания: предлагает выполнить имитационные движения (малыши показывают, какая большая-пребольшая была репка; как ее тянут-потянут и т. д., использует разнообразные наглядные пособия (показ фигурок настольного театра сменяется показом картинок и пр., побуждает инсценировать или драматизировать отрывок из сказки. Мы можем проявлять творчество и придумывать различные сюжеты, которые будут интересны для вашего ребенка.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Дети совершают с игровыми предметными, приближенными к реальности. Наша цель — стремиться к появлению действий с предметными-заместителями.
При повторении сказок желательно вводить элементы драматизации. Это доставляет малышам много радости. И хотя зачастую, охотно взяв на себя ту или иную роль, ребенок забывает ее, не всегда согласует свои действиями партнера, взрослые не должны смущать эти трудности. Взрослый должен помнить, что такие упражнения требуют от него большого такта, терпения и более частого одобрения действий малышей, оценки их речи (как содержательной стороны, так и эмоциональной).
Показ куколного театра обогащают ребенка впечатлениями и способствуют созданию эмоционально-положительного состояния у детей, но и развивают внимание, наблюдательность и, что особенно, закрепляют его представления об окружающей жизни. Кроме того, они вызывают у ребенка активное желание говорить (т. е. задавать вопросы, высказываться по поводу увиденного.)
Зная своеобразие развития эмоциональной сферы детей раннего возраста, необходимо поддерживать у малышей в процессе организации их деятельности хорошее настроение, вызывать разнообразные чувства.
Развивая речь детей, надо учить их говорить правильно, ровным, спокойным, не крикливым тоном.
В связи с общим развитием ребенка изменяется характер его эмоций. Все чувства: радость, гнев, страх и другие, проявляются у ребенка все ярче. При перегрузке впечатлениями, утомлении, у ребенка наблюдается неустойчивость настроения, быстрый переход от слез к радости — и наоборот. Поэтому нужно следить за тем, чтобы дети не переутомлялись и были всегда бодрыми, активными.