Светлана Мехрабян
Сказка как источник творчества детей
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка, как источник творчества детей.
Не раз многие задавались вопросом: «Как сделать так, чтобы дети, едва вступив в жизнь, не оказались обделенными не только нашим вниманием и любовью, но и добрым отношением других людей?»
Что мы, взрослые, должны сделать для этого? Кто-то скажет – это дело самих детей, они должны сами научиться общению с окружающими. Но мы позволим себе не согласиться с этим. Кто же, как не мы, взрослые, поможет детям научиться любви и вниманию к этому миру, к людям, которые его населяют. Мы можем помочь или найти свое «Я» и свое место в обществе, не навязывая образцов и стандартов и не ограничивая их в выборе этого места. В наших силах привить детям с ранних лет любовь к своей земле и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками, его богатой и живой культуре – фольклору, искусству.
Публикация «Сказка как источник творчества детей» размещена в разделах
Человек сначала маленький, потом большой – только тогда твердо стоит на ногах, когда чувствует и понимает родную землю, ее традиции, историю. И начинать помогать почувствовать и понять все это нужно уже сейчас, пока наши дети не выросли и не повернулись к нам спиной, пока они верят нам и прислушиваются к нашим словам.
С каждым годом найти общий язык взрослому и ребенку становится все труднее, все хуже они понимают друг друга.
И сказка – это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга. Сказка дает им необходимую гамму переживаний, создает особенное ни с чем несравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.
Сказка поможет нам возродить духовный опыт нашей культуры и традиции нашего народа – она учит добру и справедливости. «Сказка, - писал В. А. Сухомлинский, - развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добро, то есть учит сопереживать».
И детям и взрослым хорошо известны потешки, небылицы, считалки, дразнилки, скороговорки, смешилки и прочая стихотворная «шумиха», которую в житейском обиходе принято считать пустой забавой.
На самом же деле без этих веселых и смешных стишков, без словесной игры, которая в них содержися, ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, никогда не станет его достойным хозяином, способным выразить любые мысли, чувства, переживания и понять смысл речи, обращенной к нему.
Как же научиться играть в стихи и со стихами? Очень просто. Их нужно читать и знать наизусть. Иначе игра не состоится. Не во что будет играть. Ведь веселое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение – это и есть своеобразная, словесная «игрушка». Правила игры заключены в самом стихотворении, в его назначении и содержании. Так, скороговорки, считалки, дразнилки, страшилки – все это в первую очередь игры: в быстрое произнесение трудной фразы, в расчет, в подтрунивание над детскими ошибками, в неожиданный и напрасный испуг и т. д.
Борис – барбарис Плакса – вакса,
На веревочке повис, Гуталин,
Как веревка оборвется, Проглотил
так Борис перевернется. Горелый блин.
Девочка-ревушка
Что за вой? Что за рев?
Там не стадо ли коров?
Нет там не коровушка-
Это Ганя – ревушка.
Плачет, заливается,
Платьем утирается…
Уу-уу-уу!
И в то же время все это – стихи, детская игровая поэзия, свой особый, свойственный только детям взгляд на мир, запечатленный в словах.
Детские веселые стихи внятно говорят взрослому о тайном, глубинном смысле. Это нравственная проповедь, предостережения и наказание, сказанные ребенку без досады, раздражения, грубого наставления и прямой угрозы.
Их сочинили не просто поэты, но любящие своих детей родители и воспитатели, папы и мамы, дедушки и бабушки.
Если ребенку грустно, если он плачет от боли и обиды, веселый стишок обласкает, рассмешит, высушит слезы. Если ребенок капризничает, балуется, пуще того дерется, рифмованные строчки остановят забияку, пристыдят обидчика и драчуна. Важно выбрать момент.
Не забывайте «Книга – друг человека», а сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!
Литература.
1. «Литература и фантазия» (Л. Е. Стрельцлва)
2. «Сказка, как источник творчества детей» (М. М. Безруких)
3. «Секретный мир детей» (М. В. Осорина)
4. «Детская психология в вопросах и ответах» (Б. С. Волков, Н. В. Волкова)