Шишова
Консультация «Система оздоровления в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Основные правила и методики, применяемые для оздоровления детей в детском саду.
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровья – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» (Е. Торохова).
Публикация «Консультация „Система оздоровления в ДОУ“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
В последние десятилетия не только в России, но и во всем мире существует тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
Одной из главных задач дошкольной организации является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников.
Основным из средств реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни. Именно для того, чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима планомерная целенаправленная работа, как в дошкольном учреждении, так и в семье.
Несмотря на то, что в последние годы создано немало различных технологий нетрадиционного оздоровления, данным вопросом занимаются многие представители науки и практики, в частности В. Г. Алямовская, М. Д. Маханева, М. Л. Лазарев, Н. Н. Ефименко, В. Т. Кудрявцев, однако, эта проблема на сегодняшний день все еще остается актуальной.
Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:
• Охрана и укрепление здоровья детей
• Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств
• Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности
• Воспитание потребности в здоровом образе жизни
• Обеспечение физического и психического благополучия.
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия).
Причём, чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка, работа в нашем детском саду строится по нескольким направлениям:
• Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей
• Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада
• Комплексное решение физкультурно-оздоровитеьных задач в контакте с медицинскими работниками
• Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.
Задача оздоровительных мероприятий в дошкольном учреждении - поддерживать, развивать и укреплять защитные силы организма ребенка, приучать детей противостоять неблагоприятным факторам внешней среды.
Начинать оздоровление надо постепенно. Это и есть первое правило - постепенность процесса. Искусственно ускорять его опасно - эффект может оказаться прямо противоположным.
Второе правило - систематичность (непрерывность) воздействия на организм. Только таким методом создаются устойчивые рефлексы.
Третье правило - индивидуальный подход. Нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка, возраст, состояние его здоровья, подготовленность к тем или иным оздоровительным мероприятиям.
Четвертое правило – применение закаливающих процедур на разные участки тела.
Пятое правило - проведение оздоровительных процедур в состоянии покоя и в сочетании с физическими нагрузками.
Шестое правило - создание условий для благоприятного эмоционального состояния детей и их положительного отношения к процедурам.
К основным методикам оздоровления детей дошкольного возраста в условиях ДОУ относятся:
1) Климатологические процедуры: проветривание, обеззараживание воздуха. контрастные воздушные ванны, прогулки, гелиотерапия.
2) Гидротерапия: обтирание, обливание, гигиенический, плавание в бассейне, «рижский метод закаливания» и ходьбу по «Дорожкам Здоровья».
3) Физкультурные занятия: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, дыхательная, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика.
4)Питание.
5)Работа с родителями.
Итак, регулярное применение оздоровительных процедур способствует координированной работе всех систем организма и улучшает обменные процессы. В результате образуется надежный защитный барьер организма перед различными вредными воздействиями. Все оздоровительные процедуры основываются на использовании естественных и переформированных факторов внешней среды, физической культуры, полноценного питания ребенка, работы с родителями и соблюдении санитарно-гигиенических норм. Поэтому оздоровление ребенка проводится совместными усилиями воспитателей, родителей и медицинской сестры.
Вывод: Дошкольники имеют ряд проблем и заболеваний, присущих данному возрасту, которые объясняются особенностями анатомии и физиологии. С возрастом увеличивается число детей, имеющих разную степень нарушения зрения и опорно-двигательного аппарата.
Оздоровление ребенка, посещающего детский сад, зависит от многих факторов, среди которых: 1)создание санитарно-гигиенических условий, в обеспечении которых немалую роль играют проветривание, обеззараживание и увлажнение воздуха 2)соблюдение режима дня 3)обеспечение детей качественным питанием 4)соблюдение физических нагрузок, включающих занятия физкультурой, утреннюю, пальчиковую и дыхательную гимнастики. Большую роль в оздоровлении играют процедуры закаливания водой (обливание, обтирание, гигиенический душ, воздухом (контрастные воздушные ванны, прогулки, закаливание солнцем (солнечные ванны).
Главные правила оздоровления :
• постепенность;
• систематичность (непрерывность);
• индивидуальный подход;
• применение закаливающих процедур на разные участки тела;
• проведение оздоровительных процедур в состоянии покоя и в сочетании с физическими нагрузками;
• создание условий для благоприятного эмоционального состояния детей и их положительного отношения к процедурам. Ни одна оздоровительная программа детского сада не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьёй, в которой закрепляются приобретенные навыки по оздоровлению.