Татьяна Якименко
Консультация «Роль сюжетной игры в развитии детей дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад
Консультация
«Роль сюжетной игры в развитии детей
дошкольного возраста»
Воспитатель: Якименко Т. Е.
р. п. Умет
Роль сюжетной игры в развитии детей дошкольного возраста.
Публикация «Консультация „Роль сюжетной игры в развитии детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Мы все когда-то были детьми и с удовольствием играли в различные игры.
Игра – это не только развлечение и времяпровождение, вызывающее
массу положительных эмоций, что само по себе очень ценно для развития
жизнерадостного, здорового ребенка. Игра – это ещё и умение весело и
непринужденно учиться. Учиться видеть и понимать мир вокруг, учиться
общаться со взрослыми и детьми, учиться говорить и что-то делать, учиться
мыслить и творить.
Лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника
развития : импульсов творчества, признаков и примет социальной практики,
богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса
познания мира.
Игра имеет преимущество перед всеми другими видами детской
деятельности и занимает особое положение в педагогическом процессе, так
как дает детям большую возможность проявить собственную активность и
самостоятельность.
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих
отношений. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь,
активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, не
менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия
рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей,
моделирующая жизнь взрослых.
Психолог Д. Б. Эльконин, опираясь на исследования детской игры, начатые
психологом Л. С. Выготским, представил в своих трудах проблему игры как
центральную для понимания психического развития в дошкольном возрасте.
Он проводит мысль о внутреннем родстве всех видов игр, обращая внимание
на социальное происхождение и содержание сюжетно-ролевой игры.
В сюжетно-ролевой игре происходит социализация, всестороннее
развитие ребенка, формируется личность в целом. Ребенок как личность
развивается в реальных взаимоотношениях, которые складываются у него со
сверстниками в ролевой игре под влиянием принятой на себя роли.
Сюжетно-ролевая игра в её типичной форме – это свободный вид
совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по
собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя
соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и
развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия.
В процессе игры дети, как известно, берут на себя различные роли и тем
самым замещают людей, находящихся между собой в определенных
социальных взаимоотношениях. При этом игровая модель отображает
действительность обобщённо, то есть выделяет только самые основные и
общие отношения, опуская все второстепенное. Это и приводит к тому, что
дети постигают суть отношений между людьми, которая в других условиях
остается от них скрытой, заслоненной массой несущественных деталей.
Замещение и моделирование явлений действительности, формирующиеся в
игре, носят не пассивный, а активный характер. Так, необходимость
использовать в игре не те предметы, которые употребляются в деятельности
взрослых, а другие, лишь напоминающие их и позволяющие выполнить
игровые действия (кубик вместо мыла, стул вместо автомобиля, толкает
детей на путь поиска подходящих заместителей. А это – уже элементы
воображения, творчества.
Разумеется, то, что было сказано выше о развивающем значении
сюжетно-ролевой игры, относится к случаю, когда сама игра достигает у
дошкольников достаточно высокой степени развития. А для этого требуется
систематическое и умелое руководство ею со стороны взрослого.
Большое влияние на развитие игр оказывают знания, полученные
дошкольниками в результате ознакомления с художественной литературой
(чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок, художественно-творческой
деятельности (изготовление аппликаций, рисунков, подготовка атрибутов,
места для игры, познавательной деятельности (беседы о профессиях, о труде
взрослых, рассматривание фотографий).
Сюжетно-ролевая игра – идеальное поле для приобретения социальных
навыков. Такие игры помогают решить многие воспитательные задачи: дети
учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них
формируются навыки культурного поведения. Но самое главное – дети
приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми,
который поможет им и в налаживании контактов со сверстниками, и в
игровой деятельности. Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно
развивать память, координацию движений, работать со страхами,
приобретать новые знания. Игра способствует социальному развитию,
обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности
ребенка в реальной жизни.