Вера Мишунина
Консультация «Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте игра представляется тем видом деятельности, в котором формируется личность ребенка, обогащается ее внутреннее содержание. У ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового.
Игра отображение жизни взрослых людей : играя, ребенок подражает им, моделирует разнообразные социокультурные ситуации и отношения.
Публикация «Консультация „Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для родителей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Но, пожалуй, впервые за много лет воспитатели, столкнулись с тем, что дети не знают, чем занимаются их родители. В графе «Сведения о родителях» появляются загадочные аббревиатуры, а в графе «должность» - риэлторы, менеджеры, дилеры, агенты, референты и т. д. Родители не могут внятно объяснить ребенку, чем они занимаются. Остаются только виды деятельности взрослых, непосредственно наблюдаемые в жизни. Но их очень мало. От детского непосредственного наблюдения ушли профессия продавца, почтальона, закройщика ателье и портного.
Взяв роль, ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживаясь, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.
Одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры, является самостоятельный характер деятельности детей. Игра - продукт, который создают сами дети. Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры.
Одной из веских причин ухода игры из детских садов является наше желание «угодить» родителям, в результате чего педагоги только и делают, что «занимаются» с детьми, пытаясь сообщить им как можно больше информации. Времени на игру практически не остается. При этом употребляется такая расхожая фраза, как «социальный заказ». По сути дела, этот пресловутый социальный заказ используется многими как отговорка, диктуемая нежеланием и неумением организовать детскую игру.
А между тем, время на игру в дошкольных учреждениях есть - это заложено в нормативных документах. Другая проблема - восстановить у взрослых, у педагогов умение играть вместе с детьми и грамотно руководить детской игрой. Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической
литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями.
Следует обращать внимание на организацию педагогического процесса по отношению к игре, для которой взрослый создает условия, но непосредственно в нее не включается. Так организуя предметно-игровую среду, педагог может предусмотреть ситуацию индивидуальной игры; ситуацию игры рядом; ситуацию, способствующую взаимодействию детей; предметное взаимодействие.
Обогащение детей знаниями и опытом деятельности происходит в быту, на занятиях, на прогулке, во время чтения книг, просмотра передач ребенок усваивает назначение предметов, смысл действий людей, сущность их взаимоотношений, у него формируются первые эмоционально-нравственные оценки. Все это может служить источником возникновения замысла игры, постоянного обогащения её содержания.
По мере развития содержания игры в ее структуре выделяется подготовительный период. Первоначально в подготовительный период дети только договариваются о теме игры («Во что будем играть?», иногда распределяют роли. Постепенно в процессе договоренности дети начинают намечать (обсуждать) общую линию развития сюжета игры («Сначала покормим детей, погуляем, а потом будет праздник»). Это уже элементарное планирование. Оно способствует более полному развертыванию содержания игры и установлении правильных отношений в игре. Потребность в сговоре появляется в связи с развитием игры. Богатство жизненных впечатлений старших детей, многогранность отражаемых в играх событий требуют предварительной договоренности. Сговариваясь, дети могут обсудить и распределение ролей, исходя из интересов всех играющих. Во многих случаях в подготовительный период дети готовят игровую обстановку (подбирают игрушки, делают недостающие, сооружают постройки и т. д.). Но необходимо не забывать, что основное условие использования этих приёмов - сохранение и развитие самостоятельности детей в игре.
Для развития игры характерно изменение требований, которые дети предъявляют к игрушке. Младшего дошкольника привлекает в игрушке возможность воспроизведения тех действий, которые составляют основное содержание игры. Игрушка может быть обобщенной, и наделена лишь некоторыми яркими чертами, позволяющими определить назначение ее и возможности действия с ней. Чем старше становятся дети, тем больше они предъявляют требований к соответствию игрушки игровому замыслу. Старший дошкольник предпочитает более сложную игрушку, приближающуюся к модели предмета.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте появляется коллективная игра, которая дает возможность быстрому развитию и изменению тематики, содержания и структуры игры, что связано с расширением их источников.
Сюжеты детских игр развивались как через самостоятельные, так и через дидактические игры во время занятий. Например, на одном из занятий мы провели игру «Магазин игрушек», в процессе которой дети давали характеристику игрушкам, учились вежливо разговаривать с продавцом и т. д. У ребят появились новые знания, опыт, которые они успешно применяли в таких играх, как, например, «К нам гости пришли», «Ресторан», «Супермаркет», где дети сами делали настоящие бутерброды с сыром, смешивали краски, чтобы получить «сок», «пекли» пирожные из печенья и джема.
Руководя играми, уделяем внимание воспитанию у детей дружбы, вежливости, умению считаться с коллективом. В нужную минуту я включалась в игру, разбирала конфликты. Митя исполняет роль врача. Он умеет организовать игру, активен, но не всегда охотно уступает роль. Арсению тоже хочется быть врачом, но, ни его, ни мои просьбы на Митю не действуют – не уступает. Тогда я говорю, что один врач может пойти к больному домой, а другой останется в поликлинике. Таким образом, конфликт был урегулирован, и все остались довольны.
В ходе игры следим за речью детей, исправляем ее.
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на корабле». Сначала группа мальчиков дружно строила корабль. Когда корабль был готов, на роль капитана нашлось много желающих. Возникли разногласия. Каждый предлагал себя, не желая выслушивать товарищей. Чтобы сохранить игру, провели беседу, выяснили, что на корабле есть не только капитан, но еще и штурман, кок, матросы и пассажиры. Вместе наметили маршрут путешествия, выяснили, что необходимо сделать для игры (бинокль, рупор, штурвал, головные уборы). Во время беседы высказывали свое мнение все члены команды. Отмечали, что команда дружная, выбрала интересный путь для путешествия. А бутерброды собственного приготовления кажутся еще вкуснее на корабле!
Здесь использовались косвенные приемы педагогического воздействия: организация предметно-игровой среды, постановка перед детьми проблемных игровых задач в форме вопросов, советов, обсуждение с ними плана игры. У ребят появились такие качества, как активность, уверенность в себе, умение объединяться небольшими группами и, главное, дружить.
Особенно актуален вопрос проблемы сюжетно-ролевой игры, ее
организации в семье. Педагоги и психологи отмечают, что игровая
деятельность претерпевает существенные изменения: занимает все меньше
времени в жизнедеятельности дошкольника, вытесняется другими видами
деятельности – просмотром ТВ, компьютерными играми, подготовкой к школе
и др., что отражается на общем развитии дошкольника, его общении со
взрослыми и сверстниками.
В сюжетно-ролевой игре формируются все стороны личности ребенка,
происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие
переход к новой более высокой стадии развитии. Этим объясняются огромные
воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей
деятельностью дошкольника.