Ольга Сиротенко
Консультация «Роль компьютера в жизни ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Отличительной чертой времени, в котором мы живём, является стремительное проникновение информационных технологий во все сферы жизни. Современные дети способны с завидной лёгкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными техниками. Они учатся общаться с компьютерной мышью раньше, чем с ложкой.
Что приносит компьютер ребенку дошкольного возраста: пользу или вред?
Если говорить о пользе, то использование компьютера в обучении ребенка
- развивает творческие способности;
Публикация «Консультация „Роль компьютера в жизни ребенка“» размещена в разделах
- устраняет страх ребёнка перед новой техникой, формирует психологическую готовность к овладению компьютерной грамотностью;
- позволяет развивать воображение ребёнка, моделируя совершенно новые ситуации, даже из области будущего и нереального;
- воспитывает внимательность и сосредоточенность;
- обязывает ребёнка действовать в темпе, задаваемом программой;
- позволяет лучше и быстрее освоить понятия цвета, формы, величины;
- помогает овладеть чтением и письмом;
- развивает элементы наглядно-образного и логического мышления, тренирует внимание и память;
- воспитывает целеустремлённость.
Но есть важное условие: компьютерные игры должны быть развивающими, соответствовать возрасту ребенка и лишь играть вспомогательную роль в обучении и развитии ребенка дошкольного возраста.
Если с компьютером ребенок дошкольного возраста не расстается целый день и родители освобождают себя от общения с малышом, усадив ребенка за экран, то компьютерные игры негативно сказываются на психологическом и физическом состоянии здоровья ребенка :
- слабо развивается умение воспринимать информацию на слух, пересказывать услышанную информацию и рассуждать;
- развивается агрессия, всевозможные страхи, замкнутость;
- нарушается осанка и зрение.
Как знакомить ребенка с техникой?
Современные родители, сами этого не замечая, заменяют часть своего общения с ребенком компьютером. Часто мама включает малышу игру, мультфильм, какое-то приложение, а сама занимается своими делами по дому.
Контроль и присутствие взрослых рядом — необходимое условие взаимодействия ребенка с компьютером, особенно на стадии знакомства. Лучше, чтобы мама вместе с малышом сидела за монитором или планшетом и помогала осваивать обучающую игру.
Проводить время у компьютера ребенку до 3-х лет не рекомендуется, т. к. он еще не готов адекватно воспринимать информацию с экрана. Для детей от 3-5 лет общее время у экрана компьютера, телефона, планшета не должно превышать 1 часа в день, при этом продолжительность одного сеанса должна быть не более 7 минут. С 5 лет суточную норму можно постепенно увеличивать до двух часов, а продолжительность непрерывного пользования компьютером – до 20 минут.
Обязательно надо объяснить ребенку, что длительное пребывание за компьютером может повлиять на его зрение в худшую сторону.
Для того чтобы снять нагрузку на глаза и укрепить глазные мышцы, каждые пятнадцать минут ребенку необходимо делать гимнастику для глаз.
Упражнения для глаз
Упражнение 1: Зажмуривать и открывать глаза в течение 8-10 секунд несколько раз.
Упражнение 2: По углам комнаты можно распределить фигуры из плотной бумаги. Это могут быть, например, разноцветные треугольники. Ребенок должен смотреть на каждый треугольник в течение 5-7 секунд, поочередно. После этого он закрывает глаза на 10 секунд и выполняет упражнение еще два раза.
Упражнение 3: Смотреть вверх-вниз, 5 секунд часто поморгать, затем смотреть вправо-влево. Повторить несколько раз.
Эти упражнения будут эффективными, если выполнять их регулярно.
Важно! Для того чтобы не возникло зависимости и неприятных споров, родители должны строго определить время, которое ребенок может проводить за монитором. Главное, чтобы наши дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.
Правильная организация компьютерного места.
Родители должны правильно настроить яркость и контрастность монитора для комфортного времяпрепровождения ребенка за ним.
Монитор следует расположить так, чтобы взгляд падал на него под углом 15-20 градусов, расстояние до монитора не меньше 50-60 см.
Стул и стол должны подходить малышу по росту, быть удобными. Спина и ноги ребенка должны иметь опору. Родителям рекомендуется следить за осанкой ребенка, чтобы не допустить появление сутулости и сколиоза.
Необходимо обеспечить хорошее освещение компьютерного места, но свет не должен падать на монитор. Источник света должен быть слева от монитора.
Влажная уборка и проветривание помещения — также обязательные компоненты организации деятельности дошкольника за компьютером.
Зачем дошкольнику компьютер?
В возрасте 3-6 лет дошкольники, как правило, начинают активно интересоваться компьютером.
Взаимодействие с компьютером можно начать с изучения:
цифр;
букв;
знаков;
формы;
цветов.
Специалисты говорят о том, что дети очень легко воспринимают статические картинки в сопровождении спокойной музыки и речи.
В настоящее время существует большое количество обучающих игр на любые темы и для любого возраста. Они яркие, красочные, с интересным сюжетом. С их помощью дети с удовольствием начинают изучение математики, иностранного языка, основ грамматики. Однако нужно понимать, что никакая игра не дает целостного понимания мира, а, скорее всего, решает какую-то локальную задачу.
Дети, проводящие много времени за планшетом или компьютером, имеют худшее воображение или фантазию. Они потребляют готовую зрительную информацию вместо того, чтобы моделировать ее, например, как при чтении книг. Дети, проводящие много времени за устройствами, проигрывают сверстникам в навыках общения и воображения и могут иметь трудности в обучении.
Важно! Игры с большим количеством мелких деталей, динамичные, с контрастными цветами — быстро вызывают переутомление и неблагоприятно сказываются на психике ребенка.
Что поможет избежать компьютерной зависимости?
Прогулки, посещение музеев, театров, походы в кино или кафе, общение с друзьями — совместное времяпрепровождение не даст возвести компьютер в статус единственного способа познания мира. Тогда потребность в частом использовании технического средства как развлечения пройдет сама собой — ведь в жизни так много всего интересного!
Не стоит забывать про родительский контроль, так как, несмотря на договоренность проводить за монитором определенный промежуток времени, дошкольники часто забываются и могут играть дольше, чем положено.
Домашний питомец, за которым малыш будет ухаживать, и посвящать ему свободное время, благотворно повлияет на формирование у ребенка чувства ответственности, научит заботиться о других.
Важно! Родители во всем являются примером для ребенка. Если папа или мама проводят все свободное время за монитором, играя в игры, общаясь на различных сайтах, то малыш подсознательно будет стремиться к такому же образу жизни, так как дети копируют поведение взрослых и стараются на них походить.
В дошкольном возрасте перед ребенком открыт целый мир, познавать который помогут книги, прогулки, путешествия, живое общение — не стоит об этом забывать.