Елена Шевченко
Консультация «Роль ИКТ в театральной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность технологий,
обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные обмены (передачу распространение, раскрытие).
К ИКТ относят компьютеры, программное обеспечение и средства электронной связи.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные
технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных,
Публикация «Консультация „Роль ИКТ в театральной деятельности“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Консультации для родителей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие
способности, и что очень актуально в дошкольном детстве - умение самостоятельно приобретать новые
знания.
Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического
изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет
специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от
всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к
дошкольному воспитанию – первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого
– заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.
Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять информационные
технологии.
Специфические особенности информационных технологий могут позволить оценить их роль и в
развитии творческих способностей детей в театрализованной деятельности. Во-первых,
информационные технологии позволят дополнить содержание и методику работы по театрализованной
деятельности, увеличат возможность обогащения и систематизации чувственного опыта воспитанников.
Особенно в тех случаях, когда в реальной ситуации это восприятие невозможно или затруднительно. К
примеру, демонстрация игры актеров, выразительных приемов передачи особенностей роли.
Во-вторых, уровень наглядности значительно выше, чем в пособиях с печатной основой. Причем
наглядность более высокого уровня, так как она реализуется с помощью анимации, звукового
сопровождения, видеофрагментов.
Информационные технологии выполняют ряд дидактических функций: образовательную,
развивающую, воспитательную. Образовательная функция ориентирована на формирование знаний,
умений и навыков.
В результате работы педагога с использованием информационных технологий усиливается
развивающий эффект обучения: формирование у детей качественных характеристик восприятия,
воображения, внимания, памяти и мышления.
Одним из очевидных достоинств использования ИКТ является усиление наглядности, что
способствует воспитанию художественного вкуса детей, совершенствованию их эмоциональной сферы.
Используя информационные технологии в театрализованной деятельности, я предполагаю
реализацию следующих целей: во-первых, обеспечение содержательной и технологической поддержки
основным средствам обучения. Во-вторых, формирование общей культуры, эрудиции старших
дошкольников. В-третьих, развитие и углубление интереса воспитанников к театрализованной
деятельности.
Театрализованная деятельность с использованием презентационного материала, мультимедийных
пособий, приобретает новую окраску, проходит более эмоционально, выразительно, что в итоге и
способствует повышению уровня развития творческих способностей детей.
Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет выразительное чтение
сказки. Следует подчеркнуть, чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень
театрализованной деятельности. В этом в большой степени могут помочь информационно-
коммуникационные технологии: например, прослушивание сказки, которую читает профессиональный
диктор.
Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом
литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой
и т. д., то есть со "знаками", играющими роль выразительного языка. Здесь опять на помощь могут
прийти информационно-коммуникационные технологии.
В содержание театрализованной деятельности с использованием ИКТ включаю:
· просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
· игры-драматизации;
· упражнения для социально-эмоционального развития детей;
· упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
· упражнения на развитие детской пластики;
· пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного
кукловождения;
· упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
· театральные этюды;
· подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
На этой основе был разработан перспективный план работы с детьми старшей группы на кружке
«В гостях у сказки» на 2010-2011 учебный год (Приложение №1).
Данное планирование обеспечивает:
1. Комплексный подход к организации общеобразовательного процесса;
2. Высокий уровень развития театрализованных знаний и умений;
3. Создание условий для развития творческих проявлений детей;
4. Оптимальную нагрузку на ребёнка с целью защиты его от переутомления.
Система работы по развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности с
применением ИКТ строилась в соответствии со следующими принципами:
1. Принцип психологической комфортности – создание условий, в которой дети чувствуют себя
«как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех, а главное, ощущение
радости, получение удовольствия от самой деятельности.
2. Принцип творчества (креативности) – максимальная ориентация на творческое начало,
приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
3. Принцип целостного представления о мире – формирование научной картины мира, личностном
отношении ребёнка к полученным знаниям, умение применять их в своей практической деятельности.
4. Принцип вариативности – понимание возможности различных вариантов решения задачи.
5. Принцип минимакса – учёт индивидуальных способностей детей и обеспечение им
продвижения вперёд своим темпом. В перспективном планировании включена работа над
формированием эмоциональной выразительной речи детей, развитием мимики, жестов.
Практическая часть