Татьяна Астафьева
Консультация для родителей «Воспитание звуковой культуры речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Число детей с дефектами речи постоянно увеличивается
Среди причин речевых нарушений можно выделить:
- ухудшение экологической обстановки;
- дефицит йода и фтора;
- патологии беременности;
- родовые травмы;
- ослабленное здоровье детей;
- различные социальные причины.
Среди социальных причин появления речевых нарушений, прежде всего следует назвать снижение уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети слышат не только неправильно оформленную речь, но и далеко не литературные выражения. Оставляет желать лучшего и содержание программ телевидения и видеокассет.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание звуковой культуры речи“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Неправильное речевое окружение и воспитание может стать причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искажения). При таком положении вещей маленький ребенок не воспринимает языковую норму родного языка и артикуляцию, у него формируется неправильное или неточное воспроизведение речевых звуков.
Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений: недоразвитие фонематического слуха, задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, обеднение словаря, нарушение грамматического строя. Любое нарушение речи может отразиться на деятельности ребенка в целом.
По мнению многих специалистов, раннее начало формирования правильного звукопроизношения помогает предотвратить многие нарушения речи, а также выявить у детей другие, более сложные речевые дефекты.
Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. И большая роль в ее формировании принадлежит воспитателям дошкольных учреждений. Если одна из задач логопеда – это коррекция, исправление дефектов речи при неправильном ее развитии, то воспитатель занимается ее формированием при нормальном стечении обстоятельств. Программа детского сада предусматривает развитие всех сторон устной речи : словаря, грамматического строя, связности, звукопроизношения. Таким образом, воспитание звуковой культуры речи составляет часть системы работы по ее развитию. Основные компоненты звуковой культуры речи – это ее ритмико-мелодическая сторона (интонация) и звуки (система фонем).
В детском саду широко используются различные игры на формирование слухового внимания, пальчиковые игры, сопровождаемые речевками, представлена предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук. Но при обследовании детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи, выявляются слабые мышцы пальцев рук, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать. Особые трудности вызывают задания на смену пальчиковых поз, соблюдение заданного темпа в движениях. В связи с этим целесообразно также родителям вместе с детьми ежедневно проводить пальчиковую гимнастику.
Уточнение положения органов артикуляции при произнесении отдельных звуков невозможно без предварительного развития артикуляционной моторики. Дети должны обладать элементарными знаниями о строении ротовой полости, о возможных движениях органов артикуляции. Со звуками речи дети знакомятся в определенной последовательности, повторяющей основные этапы становления детской речи при ее нормальном развитии. Предварительно необходимо выполнять артикуляционные тренировочные упражнения, которые способствуют формированию и закреплению правильных произносительных умений и навыков. Комплекс такой гимнастики нужно делать в группе и дома.
Такая последовательная систематическая работа создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи дошкольников.