Натали Капанова
Консультация родителей, воспитывающих ребенка с РДА
Трудно оставаться равнодушным, наблюдая за тем, как ребенок болен аутизмом пытается адаптироваться в скоротечном современном мире. Хотя формы подобных расстройств варьируют от легких до тяжелых, многие больные этой болезнью проявляют исключительные способности к музыке или других видов искусств. Аутизм не является результатом плохого воспитания. Аутизм - это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития мозга и характеризующееся отклонениями в социальном взаимодействии и общении, а также стереотипностью в поведении и интересах. Все указанные признаки появляются в возраст до 3лет.
Публикация «Консультация родителей, воспитывающих ребенка с РДА» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
В отличие от всех других детей с психофизическими нарушениями и без них, аутичный
ребенок не идет навстречу другому человеку и не радуется, когда любой, ребенок или
взрослый, хочет, например, играть вместе с ней.
Наиболее типичные симптомы аутизма
Недостаточное развитие языка, отсутствие речи. У детей раннего возраста, как
правило, наблюдаются нарушения зрения, речи (им трудно говорить, они
чрезмерно застенчивы, часто повторяют одни и те же слова по несколько раз
подряд. Ребенок не понимает речь других людей, сам не стремится разговаривать,
общаться с другими людьми, даже матерью. Ребенок с аутизмом понимает только
односложные слова-команды: «Ешь», «Сядь». Ребенок не может абстрактно
мыслить, анализировать и обобщать. Чаще всего ребенок не понимает
местоимений мой, твой, их. В то же время у него может достаточно интенсивно
развиваться "автономная речь", "речь для себя".
Ребенок не воспринимает окружающий мир, не реагирует на происходящее
вокруг него. Порой совершенно невозможно привлечь внимание ребенка, он не
реагирует на свое имя и на звуки голосов мамы и папы. Более того, со временем
ребенок начинает активно избегать общения, скрывается, уходит. Ребенок не
фиксирует взгляд на лице родителей, нет контакта взглядов.
Зрительное внимание детей с аутизмом крайне выборочно и очень
кратковременно, ребенок смотрит мимо людей, не замечая их и относится к ним
как к неодушевленным предметам. В то же время ей характерна повышенная
впечатлительность, его реакции на окружающее часто непредсказуемы и
непонятны. Такой ребенок может не замечать отсутствия близких родственников,
родителей и чрезмерно болезненно и возбужденно реагировать даже на
незначительные перемещения и перестановки предметов в комнате.
Ребенок с аутизмом не переносит эмоционального контакта с родителями. Даже
в первые месяцы жизни ребенок не тянет ручки, не прижимается к матери, а,
находясь на руках у родителей, сопротивляется физического контакта, напрягает
спину, пытается вырваться из объятий родителей.
Ребенок, страдающий аутизмом, никогда не играет с игрушками, и даже не
проявляет к ним интереса. Игра ребенка с аутизмом заключается в наборе
простых движений - она дергает кусок одежды, крутит веревку, сосет или нюхает
части игрушек. Эти признаки аутизма также проявляются после достижения
ребенком возраста 1г.
Ребенок не проявляет интерес к другим детям, не играет со сверстниками. Аутист
не проявляет интерес к играм детей. На втором году жизни заметно, что ребенок
- аутист не имеет даже простейших игровых навыков. Единственная игра,
которую аутист может поддерживать, это простые механические движения
"возьми - дай".
Ребенок, страдающий аутизмом, не может научиться простейшим навыкам
самообслуживания. Такому ребенку порой невозможно научиться одеваться
самому, самостоятельно ходить в туалет, умываться, принимать пищу и
пользоваться столовыми приборами.
Ребенок с аутизмом требует постоянного контроля, он не понимает и не может
оценить опасности окружающего мира. Малыш не может переходить улицу,
потому что не воспринимает движущиеся машины и может пострадать. Такой
ребенок не понимает опасность, исходящую от падения с высоты, игры с
электроприборами, острыми предметами.
Несмотря на безразличие к окружающему миру, ребенок с аутизмом может очень
часто проявлять вспышки гнева и агрессии. В основном, эта агрессия направлена
на самого себя. Ребенок до крови кусает свои руки, бьется головой о мебель и пол,
бьет кулаками себя по телу и лицу. Иногда эта агрессия возникает против других
людей, и ребенок при любой попытке контакта царапает, кусает или бьет
родителей. На любое запрет или попытку связаться ребенок - аутист может
внезапно проявить безудержную агрессию. Ребенок не умеет испытывать чувство
сожаления, по просьбе родителей он не реагирует.
У ребенка с аутизмом часто присутствует синдром навязчивых движений - он
раскачивается стоя или сидя, долгое время бесцельно хлопает в ладоши, вращает
и крутит различные предметы, долгое время смотрит на мир, огонь, вентилятор.
Что можно посоветовать родителям детей, страдающих аутизмом?
Если для родителей заметными становятся вышеперечисленные признаки аутичного
типа развития, то обязательно нужно обратиться к детскому психиатру, чтобы
убедиться, насколько эти особенности развития ребенка имеют основание. Диагноз
«ранний детский аутизм» может быть поставлен только специалистом - детским
психоневрологом после тщательного обследования малыша. Если этот диагноз ребенку
поставлен, то родителям нужно определиться с программой дальнейшего обучения и
развития малыша. Для этого важно проконсультироваться у специального психолога
или коррекционного педагога, которые имеют опыт работы с такими детьми, могут
предоставить развернутую характеристику состояния психического развития ребенка, а
также определить формы и направления коррекционных занятий для ребенка.
Родителям нужно набраться терпения, твердо верить в успех и не терять надежду.
Сегодня во многих городах открыты специальные курсы и школы для родителей, чьи
дети страдают аутизмом.
Основой успешного преодоления аутизма, является выполнение в домашних условиях
и в условиях специальных центров индивидуальной программы реабилитации больного
ребенка. Естественно, главная задача здесь ложится на плечи родителей. Поэтому
первостепенной шагом должно стать принятие того, что их ребенок страдает аутизмом.
Ведь он не психически больной человек, у него просто "другой способ видения мира",
ему немного труднее выразить свои чувства. Вот здесь и нужно ему помочь,
поддержать, научить.
При правильном, упорном подходе к выполнению лечебной (реабилитационной)
программы дети, больные аутизмом, показывают отличные результаты и могут в
значительной мере восстанавливаться, адаптироваться к нормальной жизни. Нередко
они обладают даром или талантом в какой-то области искусства или знания.
Интеллектуальное развитие этих детей достаточно разнообразно. Среди них могут быть
дети с нормальным, ускоренным, резко задержанным и неравномерным умственным
развитием. Отмечается также как частичная или общая одаренность, так и умственная
отсталость.
Первый возрастной кризис приходится на возраст между двумя и тремя годами, когда
каждый ребенок дифференцирует себя из людей и дифференцирует людей на своих и
чужих. В этот период ребенок начинает узнавать себя в зеркале и говорить о себе в
первом лице. Рост самосознания и стремление к самостоятельности обусловливают
частоту эмоционально-поведенческих расстройств на этом этапе. Стремясь к
независимости, ребенок проявляет негативизм и упрямство на замечания и запреты
взрослых.
Для предупреждения эмоциональных и поведенческих расстройств очень важно, чтобы
взрослые относились к малышу бережно, с большим терпением и уважением. При этом
ни в коем случае нельзя подавлять или запугивать ребенка, необходимо одновременно
стимулировать и организовывать его активность, формировать произвольную
регуляцию поведения.