Валерия Федотова
Консультация «Развиваем эмоции у малышей»
Консультация
Развиваем эмоции у малышей
г. Ярославля
Федотова. В. Д.
Отношения, которые ребенок устанавливает со своими эмоциями, зависят в первую очередь от окружающих его взрослых. Ребенок нуждается в словах взрослых, чтобы понять собственные чувства. И особенно важна помощь родителей, когда ребенок вступает в общественную жизнь. Родители должны помочь ребенку научиться выражать свои чувства и уметь контролировать их. Как же это сделать?
Публикация «Консультация „Развиваем эмоции у малышей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Понаблюдайте за своим малышом : умеет ли он сочувствовать другим? Жалеет ли ребенок вас, когда вам нездоровится? Или остается равнодушным и ведет себя как всегда? Сочувствие возможно тогда, когда мы знаем и умеем различать собственные чувства. Только тогда мы можем уловить то или иное чувство, испытываемое другим. Если ребенок будет определять свои эмоции, переживания, он сможет увидеть их и в других людях. Очень важно помогать детям обозначать свои чувства: «у меня прекрасное настроение», «мне больно.», «радостно, приятно, весело.», «я боюсь., рада., счастлива., огорчена.». Если ребенок слышит, как мама выражает свое внутреннее состояние, то научится этому у нее. Необходимо эмоционально развивать ребенка. Для этого вас помогут следующие игры:
• Нарисуйте с малышом солнышко, которое хмурится, радуется, смеется, плачет, огорчено, удивлено или испугано. Спросите, какое он нарисовал солнышко. Малыш затрудняется? Помогите ему: «это печальное солнышко, а это веселое» и т. д.
• Вместе с ребенком изобразите различные эмоции с помощью мимики. Малышу очень это понравится! Особенно перед зеркалом!
• Произнесите какую-нибудь фразу разными интонациями. Предложите ребенку прочитать стишок «по-доброму», «грустно», «весело», «сердито», «жалобно».
• Предложите своему малышу изобразить «бабочку», «лошадку», «кошку», «цветок». А, затем, «радость», «страх», «горе», «веселье», «удивление».
• Рисуйте эмоции пальцами (используйте пальчиковые краски). Слушайте музыкальные отрывки, попросите детей описать настроение музыки: веселая - грустная. Спокойная - бурная, медленная - быстрая.
• Обсуждайте книги, мультфильмы, реальные жизненные события. Это поможет ребенку стать внимательней к тому, что происходит вокруг него и научиться замечать, когда окружающие люди радуются и огорчаются, понимать причины их эмоционального состояния.
• Покажите малышу сказочных персонажей в разных эмоциональных состояниях (радость, горе, страх). Попросите рассказать, кого он видит на картинках, а также какие чувства испытывают герои. Пусть ребенок разложит по группам изображения тех, кому страшно, кто радуется. Получится стопка гнева, радости, страха.
С детьми от 4-ех лет можно поиграть в игру «Хорошие поступки» - предложите периодически делать сюрпризы знакомым и незнакомым людям. Например, подарить цветы продавцу из соседнего магазина, угостить конфетами детей из песочницы, нарисовать яркую картинку, спеть песенку и т. д. замечательно, если вы научите малыша делать приятное другим людям просто так, без повода и не в праздники. Почаще говорите со своим малышом о том, что такое плохо, о добре и зле, о справедливости и правде. Нравственное развитие нельзя ставить в ущерб интеллектуальному и физическому.
У ребенка уже формируется образ индивидуального взрослого, которому он хочет подражать. У него появляется достаточно развитая способность сопереживать другим людям. Он уже в состоянии оценивать свои действия, жизнь ребенка эмоционально насыщена, поэтому он может уставать к вечеру. В этот период у него формируется повышенная чувствительность к замечаниям и к другим воздействиям посторонних людей. Сейчас малыш очень раним и оценочное замечание другого человека по отношению к ребенку оказывает сильное эмоциональное воздействие. К 5 годам эмоциональная сфера ребенка достаточно развита. Ребенок пытается управлять своими чувствами (скрывать страх, сдерживать слезы, почти как взрослый.
Старайтесь не создавать таких ситуаций, в которых ребенок может проявить свое негативное поведение.
• Как можно больше хвалите ребенка за малейшие успехи.
• Не будьте равнодушны к внутреннему миру и переживаниям своих детей.
• Дайте понять ребенку, что он самый любимый и желанный в семье.
• Старайтесь не показывать детям свои отрицательные эмоции. Не подавайте дурной пример.
• Если вы хотите развить у ребенка те или иные качества, старайтесь относиться к нему так, словно они у него уже есть.