Маргарита Арапова
Консультация «Развитие высших психических функций с использованием нетрадиционного оборудования у детей с ОВЗ в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Специфика дефекта познавательной сферы ребенка с ОВЗ и возникающие вторичные отклонения (нарушения общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве, эмоционально-волевой сферы, творческой активности, процессов общения) вносят свои коррективы в известные традиционные методики и требуют поиска новых форм работы и новых решений для успешного коррекционно-образовательного процесса.
Публикация «Консультация „Развитие высших психических функций с использованием нетрадиционного оборудования у детей с ОВЗ в ДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Помимо традиционных, в коррекционно-педагогическом процессе эффективно применение нетрадиционных методов. Нетрадиционные методы воздействия в работе педагога становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Рассмотрим более подробно нетрадиционные компоненты, применяемые в моей педагогической деятельности. Эти методы используются мной в групповой, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми с задержкой психического развития и дают положительную динамику в развитии ВПФ.
Кубики Никитина.
Главное отличие — это многофункциональность игр и безграничный простор для творчества. Игры учат детей, переходя от простых к более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели.
Развивающий дидактический материал Б. П. Никитина дает возможность для:
1) знакомства с понятиями (цвет, величина, длина, высота);
2) изучения счета и называния чисел в обратном порядке;
3) знакомства с составом числа;
4) усвоения отношений между числами, употребления знаков <, >, =;
5) измерения объектов;
6) деления целого на части;
7) овладения пространственными связями («слева», «правее», «между» и т. п.);
8) развития творческих возможностей, воображения, моделирования
Работа начинается с самых простых узоров: выложить дорожку, башню из кубиков одного цвета; выложить дорожку, башню, чередуя цвета. (Приложение № 1) На этом этапе работы развивается зрительное восприятие; повышается концентрация внимания; развивается зрительная память, мыслительные процессы: анализ и синтез. Дети закрепляют знания о цвете; учатся сравнивать предметы по длине, ширине, высоте; учатся соотносить схему узора и сам узор. Как только ребенок без труда выполняет данные узоры, то можно переходить на следующий уровень, более сложный, используя кубики, грани которых имеют 2 цвета. (Приложение № 1) По образцу выкладывают домики, заборчики, цветы, новогодние гирлянды, елочки. Такой уровень наиболее сложный для детей с задержкой психического развития (ЗПР, поэтому отводится большее количество времени.
На этом уровне так же отрабатывается умение ориентироваться в пространстве; развиваются мыслительные операции; зрительное восприятие внимание; повышается устойчивость и концентрация внимания; память. Дети составляют рассказы по картинкам. На одном занятии берется 1- 2 задания, первое, как правило, легче, а второе более сложное.
На занятиях по познавательному и речевому развитию дети учатся не только сравнивать предметы, множества и величины; счету и пересчету предметов; выделять звуки из ряда других звуков, они должны знать цифры и буквы. На индивидуальных и подгрупповых занятиях дети выкладывают из кубиков цифры и буквы. Что позволяет закреплять графический образ числа и звука. Далее после усвоения всего вышеизложенного материала, дети приступают к выполнению еще более сложного задания на развитие мыслительных операций, например, «Составь коврик», «Построй горку», «Собери цифру», «Собери букву» и др. (Приложение № 1)
Работа с использованием кубиков Никитина «Сложи узор» дает положительные результаты в развитии высших психических функций. У детей наблюдается положительная динамика в развитии зрительного восприятия и внимания, памяти, мыслительных операций (анализ, синтез, а также дети лучше ориентируются в пространстве.
Палочки Кюизенера.
Универсальный материал для развития у детей логико-математических способностей разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер.
«Палочки Кюизенера» – это набор счетных палочек, которые еще называют «цветными палочками», «цветными числами». В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем больше числовое значение она выражает.
Набор способствует развитию творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей, мелкой моторики. Палочки Кюизенера вначале используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала - цвет, размер, форма. Однако, уже во время игры с палочками дети открывают некоторые отношения: одинаковость длины палочек, одинаковость сечения и др. На этом этапе можно проводить следующие игры: «Лесенка для матрешки», «Мальчики и девочки», «Журавушка» (Приложение № 2)В. ходе этих игр детей учат различать цвета, сравнивать палочки по цвету, по длине, расположению (т. е. формируют такие понятия как «разные», «одинаковые», «короче», «больше», «меньше», «левее», «правее», «между» и т. д.)
На втором этапе палочки уже выступают как математическое пособие. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. Это такие игры, как: «Считаем палочки», «Сосчитай фигуры», «Лесенка с цифрами» «Поезд», «Делим конфету» (Приложение № 2)
Часто игровые упражнения с пособием Кюизенера включаю в содержание математического занятия. Беру какую-либо тему и обыгрываю её с помощью различных занимательных заданий со счётными палочками. Например, сообщаю детям, что к ним приехал волшебный поезд — палочки выполняют роль вагонов, в которых сидят звери (картинки). Дети упражняются в порядковом счёте — соотносят каждый брусочек с конкретным числом. Затем дети могут построить домики для животных из счётных палочек. Возле домика будет лесенка (выкладывание деталей по убывающей длине).
Палочки Кюизенера так же использую и на занятиях по развитию речи — моделирую с их помощью сказки (часто это делается совместно с использованием логических блоков Дьенеша). Например, вспоминаю с детьми сказку «Волк и семеро козлят». Дети характеризуют образ волка: злобный, большой, страшный. Совместно с детьми решаю условно обозначить его длинной чёрной палочкой. Коза же будет жёлтой палочкой среднего размера, а козлята — маленькими белыми. В процессе такой деятельности дети лучше усваивают сюжет сказки, понимают характеры и внешний вид её персонажей.
Анализируя русскую народную сказку «Теремок», предлагаю символически обозначить её героев с помощью блоков Дьенеша, а затем творчески видоизменяю финал произведения: лесным обитателям стало жалко зверюшек, которые остались без домика, и они решили построить для них новый большой и красивый терем — из палочек Кюизенера.
После обсуждения сказки «Кот, петух и лиса» дети могут на выбор выложить из счётных палочек её героя — красочного петушка. Такое задание можно практиковать на тему любой прочитанной сказки — зайчик («Заюшкина избушка», репка («Репка», овощи из огорода («Пых») и т. д. Хорошо подходит для моделирования русская народная сказка «Три медведя», где с помощью набора палочек ребята могут изобразить 3 стульчика, стола, кроватки разных размеров.
Палочки Кюизенера пригодятся и на занятиях по обучению грамоте. С их помощью можно выкладывать отдельные буквы и целые слова.
Логические блоки Дьенеша.
В основе методики Дьенеша – всевозможные увлекательные логические игры, помогающие ребенку развивать комбинаторные, логические, аналитические способности, а также улучшающие речь, память и внимание. Увлекательные математические задания и учебные пособия направлены на стимулирование интереса детей к математике.
Дидактическое пособие «Логические блоки» состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной.
Сначала предлагаются самые простые игры:
• «Раздели фигуры (блоки)» (по цвету, или форме, или размеру, или толщине)
• «Найди фигуру (блоки)» (по цвету, форме, размеру, толщине)
• «Создай образ» (по схеме)
Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями. К этим действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование, декодирование, а также логические операции «не, и, или». Используя блоки можно закладывать в сознание детей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Т. к. логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических фигур, они могут использоваться при ознакомлении детей с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих других развивающих зада