Наталья Шестопалова
Консультация «Развитие воображения ребенка в дошкольном возрасте — основа познавательного развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
«Развитие воображения ребенка в дошкольном возрасте – основа познавательного развития»
Становление механизма представления. Воссоздания образов происходит через развитие понимания речи взрослых, фольклора, небольших литературных произведений, что проявляется в реакции сосредоточения и адекватных эмоциях, сопереживание событиям рассказа.
Темочки:
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Одной из причин возникновения воображения является психологическая дистанция между ребенком и взрослым; ребенком и объектом его желаний. В игре ребенок действует в условной воображаемой ситуации, но как взрослый, отражая его действия обобщенно и условно, передавая лишь их смысл. Мотив игрового действия – не в получении реального результата, поэтому игровое действие – это воображаемая реализация нереализованных желаний.
Развитие начальных форм воображения преддошкольника связано с включением замещения реальных предметов.
Вначале ребенок лишь играет с реальными игрушками, затем, подражая взрослым, использует предметы-заместители, но замещения остаются еще неустойчивыми, некритичными и мало осознанными.
Критичность в использовании предметов наступает тогда, когда ребенок отказывается использовать любое замещения, предлагаемое взрослым. Замещение становится осмысленным, но имеет воспроизводящий характер, а не творческий.
Показателями развития воображения в игре преддошкольника являются : разнообразие сюжетов; действие в воображаемой ситуации; самостоятельный выбор предмета-заместителя; гибкость в изменении функции и названия предметов оригинальность замещения игровых действий; - критичность к замещениям партнера.
Таким образом, воображение помогает решить ребенку его эмоциональные и личностные проблемы; неосознанно избавиться от тревожащих воспоминаний; восстановить психологический комфорт (сильный друг – защищает, придает веру в себя, помогает преодолеть страх); преодоление чувства одиночества (удовлетворить потребность в общении); реализует потребность в самоутверждении, признание в группе сверстников.
Развитие видов воображения. О развитии воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества (поделки, рисунки).
Воображение ребенка отличается от воображения взрослого. За кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность (шаблонность) образов. Это обусловлено недостатком знаний и представлений, низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знаний – недостаток и достоинство детского воображения.
Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка; было ли подобное в его собственном опыте.
До достижения детьми 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается.
Таким образом, воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло ребенка, поразило: прочитанная сказка, увиденные мультфильм, новая игрушка.
В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает пассивное, воссоздающее (репродуктивное) воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Сами образы-воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе.
В старшем дошкольном возрасте, приобретая активный характер, воссоздающее воображение ребенка значительно полнее и точнее, чем раньше, воспроизводит действительность.
Для младших дошкольников характерно неумение видеть и представлять вещи с точки зрения, отличной от их собственной. Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, т. е. понимание того, что может быть и чего быть не может.
Старший дошкольник перестает путать действительное и вымышленное, реальное и фантастичное. При нарушении типичных свойств предметов, характера производимых с ними действий вызывает у них отрицательное отношение. В игре дети также понимают логику жизненных связей и следуют им. В словесном творчестве ребенок наделяет героев действиями и характерами в соответствии с их реальными особенностями, поведением и образом жизни.
В среднем и старшем дошкольном возрасте опорой становится выполнение взятой на себя роли.
Воображение начинает опираться на предметы, не похожие на замещаемые (природный материал – листья, шишки, палки, камешки и пр.).
Воссоздание художественного текста:
- младшие дошкольники без иллюстраций не могут воссоздать описанные в сказке события;
- старшие дошкольники уже без наглядной опоры воссоздают текст, но используют ее, когда испытывают трудности в понимании внутреннего смысла произведения. Иллюстрация важна для понимания действий и взаимоотношений персонажей.
В результате интериоризации необходимость во внешних опорах отпадает. Это происходит в двух планах: переход к игровому действию при отсутствии предмета и придание игровому предмету нового смысла, представление действий с ним в уме, т. е. без реального действия («уже поспали»).
Рост произвольности воображения связан с развитием умения создавать замысел и планировать его достижение (к 5-7 годам).
До 5 лет на просьбу взрослого «Нарисуй, что хочешь», «Придумай сказку» - отказывается. Причина – не умеет руководить деятельностью воображения.
О возрастании целенаправленности воображения можно судить по игре: продолжительность на одну и ту же тему, устойчивость ролей. В 3-4 года игра длится 10-15 минут; появление внешнего фактора вызывает побочные линии в сюжете и первоначальный замысел теряется; дети забывают переименование предметов и используют их в соответствии с реальными функциями; наблюдаются лишь элементы предварительного планирования игры или продуктивных видов деятельности. Ребенок идет от действий к мысли. В 4-5 лет игра длится уже 40-50 минут; ступенчатое планирование. В 5-7 лет – от нескольких часов и даже дней; игровые замыслы относительно устойчивы и могут осуществить их до конца; целостное планирование, т. е. дети способны до начала деятельности планировать процесс воплощения замысла. Они намечают план (цепочка образов, отражающая основное содержание деятельности) достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование.
Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план их реализации. Причем в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности. Позже – в индивидуальной деятельности (например, в речевой).
Возникновение и развитие творческого воображения дошкольника. Дошкольные годы являются периодом начала развития творческого воображения.
Опорой для создания образов теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове, что тесно связано с развитием речи и мышления. Это ведет к тому, что дети начинают сочинять сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Ребенок тем самым как бы «отрывается» от конкретной ситуации и начинает видеть ее глазами разных людей, животных, предметов.
Творческий характер воображения зависит от того, в какой мере дети владеют способами преобразования впечатлений, используемые в игре и художественной деятельности.
Дети не создают новых фантастических образов, а просто преобразовывают уже известные. Действенный способ дополняется оперированием образами, которые не опираются на сиюминутно воспринимаемую ситуацию.
Главная «школа» активного воображения – сюжетно-ролевая игра.
В младшем и среднем дошкольном возрасте дети строят замысел игры, придумывают сюжет постепенно, в самом ее ходе. Но со временем построение замысла игры начинает ей предшествовать. Старшие дошкольники раньше, прежде чем начинать реальную игру, проигрывают ее в уме, создают связную картину в своем воображении. Большое значение в овладении умением строить замысел игры имеет его совместное обсуждение несколькими детьми, когда они дополняют друг друга, что придумал один ребенок, служит толчком для воображения другого.
Но замысел – еще не развернутая картина воображения. В нем намечена только общая схема будущей игры, подробности же возникают по ходу деятельности.
Доля активного творческого воображения в задумывании и развертывании игры увеличивается при переходе ребенка к режиссерским играм, где весь замысел строит и реализует он сам, пользуясь игрушками только как внешними опорами.
Постепенно такая игра начинает происходить без реальных действий, целиком в плане воображения, протекающем в уме.
Сочиняемые детьми сказки и истории становятся в старшем дошкольном возрасте более организованными, последовательными и оригинальными, часто имеют вполне законченный сюжет.
Изобразительная деятельность.
У старших дошкольников образы все более оригинальны, богаче, разнообразнее. Сохраняя конкретный, наглядный характер, они приобретают обобщенность, отражая типическое в объекте. Образы воображения становятся все более эмоциональными, пронизаны эстетическими и познавательными чувствами, приобретают личностный смысл.
Таким образом, в числе важных новообразований дошкольного детства – появление качественно новых типов воображения – произвольного и творческого. Возникновение и дальнейшее развитие этих видов воображения связано с зарождением новых для ребенка сложных видах деятельности (первоначально в игре, затем – в изобразительной, трудовой, музыкальной, бытовой, учебной деятельности).
Образы воображения детей отличаются яркостью, наглядностью, эмоциональной насыщенностью, подвижностью и изменчивостью.
Роль взрослых в развитии детского воображения. Воображение ребенка проявляется и формируется в процессе деятельности. Особо важное значение в его развитии имеют специфические дошкольные виды деятельности – игра, рисование, лепка и пр. В общении со взрослым ребенок осваивает средства создания новых образов: сначала действия, а позднее – речь. Поскольку образы воображения возникают на основе уже имеющегося у человека опыта, представлений, особое значение имеет деятельность воспитателя, направленная на расширение, уточнение, обогащение опыта ребенка, побуждение его к творчеству.
Взрослый должен научить ребенка способам и средствам преобразования, развивать комбинаторные способности. Освоение способов создания образов происходит при разрыве реальных связей, путем включения объектов в несвойственные им ситуации, наделения несвойственными функциями и соединения разнородных объектов в новом образе. Специально организованное обучение поможет ребенку научиться манипулировать образами, когда заданный объект порождает образ нового оригинального объекта, включаясь в него как второстепенная деталь.
Важно научить ребенка формулировать различные по степени сложности замыслы и реализовать их прежде всего в продуктивных видах деятельности. Предварительная формулировка должна быть представлена в развернутой речи с указанием не только того, что будет сделано, но и как, что придаст процессу создания новых образов целенаправленный характер.
Особое внимание требует коллективное творчество в разных видах деятельности. Педагогу важно формировать у детей критичность мышления, т. е. сформировать оценочное отношение к продуктам деятельности («Так бывает или нет?», вооружить детей необходимыми важными критериями, научиться пользоваться ими при оценке как своих результатов, так и результатов деятельности товарищей, сформировать товарищеские, доброжелательные взаимоотношения в группе.
Разнообразны частные приемы развития воображения :- разглядывание облаков, трещины стены, пятна и находить в них сходство с предметами окружающего мира; - составление творческих рассказов, сказок на тему, предложенную воспитателем, нравственно-эстетическую, познавательную, сочинения на самостоятельно выбранную тему, рассказ по литературному образцу (в нескольких вариантах – например, заменить сюжет, сохраняя героев произведения, или заменить героев, сохраняя сюжет, рассказ по пейзажной картинке и др.
Важным фактором в развитии творческого воображения является социальная среда, отношение, позиция к ребенку со стороны взрослых в семье, в детском саду.
Важным условием формирования творческого воображения детей является воспитание педагогом своей креативности. Он должен стремится к тому, чтобы работа его носила исследовательский характер, уметь преодолеть в себе привычку действовать по шаблону, должен искать новые, наиболее оптимальные пути к развитию творческого потенциала своих воспитанников.