склярова ирина николаевна
Консультация «Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях физкультуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
«Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях физкультуры «
Составила:
Склярова И Н
Публикация «Консультация „Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях физкультуры“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Консультации для родителей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Окружающий нас мир стремительно меняется. Меняются эпохи, меняются технологии и общество. В основе любого прогресса, прежде всего, стоит человек, человек творческий и креативный. В современном обществе востребованными становятся люди, способные мыслить нестандартно, создавать что-то новое необычное и находить оригинальные решения в любой ситуации. Поэтому одно из направлений государственной политики в сфере образования стало воспитание в подрастающем поколении творческого начала. Необходимо также подчеркнуть, что творчество обеспечивает максимальное развитие индивидуальных возможностей каждого человека, развитие его личности и самореализацию в жизни. В основе любого творчества лежит психический процесс воображения. Многие педагоги - исследователи и психологи сошлись во мнении, что воображение – это ключевое новообразование именно дошкольного возраста. Поэтому, развитие творческого воображения в разных видах деятельности - одна из основных задач системы дошкольного образования.
Работая с детьми я обратила внимание на то, что ребята очень часто затрудняются проявлять творчество, фантазию и воображение на занятиях по физической культуре. Они стремятся правильно выполнять упражнения, проявляют интерес к определенному виду движений, различным играм, имеют представление о здоровом образе жизни; но при этом с трудом переносят накопленные знания в самостоятельную игровую деятельность, нередко испытывают затруднения и не стремятся к импровизации.
Привыкая к тому, что педагог предлагает готовый двигательный материал, дети не всегда могут самостоятельно создавать варианты движений. Отсюда вытекает проблема воспитания творческой личности. Поэтому сегодня следует рассматривать приобщение к физической культуре и как творческий процесс.
Психологи о творчестве говорят как о деятельности, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Практическая деятельность и активное экспериментирование в процессе занятия.
Развитию творчества у детей способствует разнообразное физкультурное оборудование, которое я использую при проведении общеразвивающих упражнений, часто предлагаю детям самим выбирать атрибуты по желанию. К этому возрасту у ребят накапливается богатый двигательный опыт, что дает возможность привлекать их для самостоятельного проведения ОРУ, также они с удовольствием предлагают интересные упражнения. Детям это очень нравится. Может не у всех получается, но возможность проявить самостоятельность дает ощущение своей значимости, уверенности в себе.
Также активно использую нетрадиционные формы проведения ОРУ: сюжетные, игровые. А также разнообразные дыхательные упражнения: «Дровосеки», «Молодцы», «Ах!», «Подуем на бабочку», «Надуем воздушный шарик», и др.
В этом возрасте появляется возможность экспериментировать с оборудованием, играя в эстафеты. Я предоставляю детям возможность самим подобрать и выставить полосу препятствий и придумать для эстафеты необычное название.
Используя в процессе занятия знакомые атрибуты : мячи, флажки, кубики, верёвочки и т. д., ребята открывают все возможные способы действия с этими предметами и их свойствами, а так же наблюдают, как обычный предмет может стать заменителем в игре или даже живым участником. Например, мячик превращается в колобка, который просит его покатать с горки, или очень спешит домой в корзинку, а верёвочка в червячка для птички.
Еще одним приемом развивающим творчество, является создание проблемных игровых ситуаций, способствующих самостоятельному поиску решений.
Проявление детского творчества в двигательной деятельности может быть связано с возможностью элементарного экспериментирования в самостоятельной деятельности. Эффективными педагогическими приемами при этом могут быть следующие: придумывание вместе с детьми вариантов использования нестандартных физкультурных пособий, предоставление ребенку самому, не спешить с советом и объяснением.
Таким образом, развивая способность к творчеству, произвольность поведения, инициативность в реализации игровых замыслов, а также воспитывая организаторские умения в двигательной деятельности, происходит формирование не только умного и разносторонне развитого, но и творческого человека.
Игра – как источник творчества
Игра всегда была, есть и будет основным средством развития, обучения и воспитания детей. Особенно важной задачей следует признать постоянное и настойчивое стимулирование игрового творчества, дающего начало для появления новых образцов игровой культуры, способствующего развитию креативного потенциала личности, необходимого в повседневной жизни. Игра развивает фантазию и воображение, формирует духовное богатство человека. Игра – это радость, это возможность быть самим собой. Являясь основной деятельностью детей дошкольного возраста, игра способствует проявлению самостоятельности, «исследовательских» способностей ребёнка.
Неотъемлемой частью физкультурных занятий являются подвижные (игры высокой, средней и малой подвижности) и спортивные игры.
В старшем дошкольном возрасте дети уже способны придумывать свои правила на знакомую игру, а в дальнейшем придумывать новые варианты игр.
В развитии творческих способностей помогает включение двигательного воображения, подражание животным, сказочным героям. Дети очень любят перевоплощаться в знакомые образы. В создании образа ребенку необходимо использовать пластику движения, мимику лица, передать голосом характер персонажа. В этом ребятам помогают маски различных животных. Подвижные сюжетно-образные игры со словами, диалогом между ведущим и остальными игроками помогают застенчивому ребенку раскрыться, перебороть свой страх (игра «Волк и зайцы») и наоборот шумные, гиперактивные дети, изображая зайцев, учатся приемам самообладания. В своей практике стараюсь разнообразить сюжетные подвижные игры, включаю и народные, беру из журналов, из опыта других педагогов.
Развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста способствуют такие игры как : «Море волнуется», «Сделай фигуру», «Слушай, танцуй», «Запомни и повтори», «Эхо», «Приветики», «Озорные гномы».
Примером ситуации для проявления творчества могут быть игры - "ловишки" с меняющимися условиями: "Ловишки - приседалочки", "Ловишки с домиком", "Ловишки - расколдунчики" (пойманный освобождается другими игроками разными способами : касанием руки, "волшебным словом" и т. п., "Ловишки с ленточками", "Ловишки с мячом" (выбивала).
Существенными факторами, стимулирующими творчество старших дошкольников в двигательной деятельности, являются:
регулярное планирование педагогом творческих заданий для детей (изменения, комбинирование, придумывание новых движений).
Подводя итог, хочется сказать, что все выше перечисленные виды деятельности способствуют развитию творческих способностей. Поэтому важно использовать их в совокупности, для наибольшего эффекта.