Юлия Кутырева
Консультация «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из наиболее ярких тем для обсуждений сегодняшнего поколения о трудностях, с которыми сталкиваются дети, обучающиеся в начальной школе. Какие же причины этих трудностей? Ясюкова Л. А., кандидат психологических наук, руководитель лаборатории социальной психологии факультета социологии Санкт-Петербургского Государственного университета, руководитель Центра диагностики и развития способностей, автор Психологической технологии оптимизации обучения и развития школьников, считает, что основная причина трудностей, это недостаточно развитое мышление.
Публикация «Консультация „Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Логическое мышление
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Зачем логика маленькому ребенку? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для развития в школьном возрасте. Важнейшим из них является логическое мышление, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учёба, решение задач.
Исходя из всего вышесказанного, хочу дать рекомендации как развивать мышление, находясь дома.
Цель всех игр: развитие логического мышления.
Устные игры
Игры со словами – простые, доступные, не требующие особой подготовки, могут проводиться в любом удобном месте. Такие задания развивают кругозор, уточняют, обогащают словарный запас. Выбирайте те, которые учат находить аналогии, обобщать, классифицировать предметы и явления по группам, проводить логические связи.
• Придумать новую концовку для известной сказки;
• Сочинить историю, стихи сообща, то есть один начинает, другой по смыслу продолжает;
• Поиграть в «разгадалки» : родитель загадывает предмет, объект или явление и предлагает ребёнку отгадать его, используя вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет»;
• Поиграть в «верю — не верю». Вы произносите утверждение, например, «Все собаки породистые» или «Груша – это дерево». Ребенок отвечает, верное ли данное предложение. Если ответы и решения спорные, тем лучше, есть возможность поразмыслить и прийти к ответу, рассуждая логически.
Игра “Ассоциации” (развиваем словесно – логическое мышление)
Задание: подобрать подходящее слово к указанному по определенному признаку, соответствующему тому, который присутствует в предыдущей паре, объяснить свой выбор.
Например, птица – гнездо, человек – ?. Птица живет в гнезде, значит, к слову “человек” подберем слово, обозначающее жилье, – “дом”.
• Глухой – песня, слепой – … (картина);
• Самолет – летчик, автобус – … (водитель);
• Лето – кепка, зима – … (шапка);
• Половник – кастрюля, ложка – … (бокал, стакан);
• Ложка – суп, вилка – … (салат, картофель, мясо, вермишель) и др.
Игра «Назови одним словом» (развиваем логические операции классификации, обобщения)
Задание: представленную группу слов необходимо назвать одним обобщающим словом, объяснить свое решение.
• Кисель, компот, чай, морс (напитки);
• Микроволновая печь, пылесос, фен, хлебопечка;
• Гнездо, дупло, нора, муравейник;
• Велосипед, самокат, самолет, мотоцикл;
• Пекарь, экскурсовод, швея, продавец и др.
Настольные игры
Красочные коробки с наборами рисунков, правилами, фигурками привлекают не только дошкольников, но и их родителей. Вечер, проведенный в тесном семейном кругу, полезен как для общения с домашними, так и для развития маленького непоседы. Лото, морской бой, шахматы – классические игры, проверенные временем.
Это занятия, которые всегда будут актуальными, подходят для семейного отдыха. Они учат красиво побеждать и принимать поражения, получать удовольствие от общения и процесса игры.
Кроме того, фишки и картинки из настольных игр можно использовать для обучения. Рассмотрим несколько способов.
• Предлагайте дошкольнику узнать предметы с закрытыми глазами, на ощупь;
• Располагайте предметы по определенному алгоритму. Например, составляйте из них последовательности: возрастающую, убывающую, по цветам, размеру, форме;
• Изучайте с помощью домино и тримино счёт, сложение и вычитание.