Мельникова Лариса Леонидовна
Склонность к речевой агрессии в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Склонность к речевой агрессии в дошкольном возрасте»
В современном обществе актуальным является склонность к речевой агрессии. Это явление можно встретить сейчас везде: в транспорте, в театре, в магазине, в речи воспитателей, учителей, играющих во дворе детей, наблюдающих за ними родителей. Тревогу вызывают проявления детской агрессии : толкается, кусается, дерется, агрессия слова : ругается, дерзит, пререкается, перекрикивает.
Публикация «Склонность к речевой агрессии в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
Речевая агрессия – грубое, обидное общение, воплощается в оскорблениях, грубых требованиях, отказах, обвинениях, насмешках; более скрыто, косвенно – в жалобах, клевете. Я считаю, что употребление ребенком ругательств – это не демонстрация агрессии слова, это подражание некультурной манере общения взрослых, или словесная игра, соревнование «кто кого передразнит».
Нужно различать агрессивное речевое поведение ребенка – ситуативные вспышки грубости («дразнилки», «визг», «бурчание») и агрессивность – склонность к проявлению агрессии вербальной, которая со временем перейдет в устойчивую личностную черту.
Проблемы. Почему это происходит в дошкольном возрасте? Каковы причины? Как влияют на ее проявление недостатки в речевом поведении взрослых?
Многие дети не знают отказа со стороны родителей, для некоторых мам ребёнок является смыслом жизни, безусловно самым лучшим, самым умным, самым красивым. Поскольку каждый ребенок не может быть «лучше всех», неизбежны конфликтные ситуации, ссоры, порой – слёзы.
По данным статистического опроса современные мамы уделяют воспитанию ребенка в день 50 минут. После работы много дел: приготовить ужин, стрика, уборка, уделить некоторое количество времени себе, посмотреть телепередачи, отдохнуть. Большую часть дня ребёнок проводит в детском саду. Поэтому в формировании навыков эффективного общения, не допускающего грубости, злости, в целенаправленном обучении умению предотвращать проявления агрессии – одна из первостепенных задач работы педагога и важнейший момент воспитания ребёнка в семье.
На пути к согласию.
Речевая агрессия является недопустимой, и она неэффективна. Необходим самоконтроль за речевым поведением воспитателя, родителя, не зависимо от настроения, ситуаций. Ребенок воспитывается ежеминутно, каждый час. Его воспитывают все окружающие: родители, воспитатели, бабушки, знакомые, родственники. Все, кто оказался рядом. Нужно всегда сохранять выдержку, говорить ровным, спокойным тоном, подбадривая, избегая резких оценок и комментариев («Давай попробует еще раз», «Завтра у тебя получится лучше»). На «проблему» ребенка нужно пытаться посмотреть его глазами, почаще вспоминать себя в этом возрасте, когда ступеньки в подъезде казались высокими.
В общении с дошкольниками применимы приёмы контроля над агрессией слова :
1. Прямое порицание – запрет может вызвать грубый отказ, протест. Порицание должно быть выражено с применением форм вежливости ( например: «Делаю тебе замечание! Пожалуйста, не надо мне грубить»).
2. Игнорирование агрессии, эффект обманутого ожидания.
3. Переключение внимания: предложение, игрушки, настольные игры, вопрос, игровая ситуация, задание, тренинги на узнавание эмоций (работа с мимическими масками, фотоальбомами, инсценирование сказки).
4. Проецирование положительных качеств, «сильных» сторон личности ребенка. Педагог, зная положительные черты характера ребёнка, озвучивает эти качества. Например: «Ты же умный, взрослый, способный мальчик!»; выразить удивление: «Неужели это сказала наша Оля?»; Выразить разочарование «Мне так стыдно за тебя!».
5. Приём смены ролей. Например: «Значит, ты считаешь, что игрушки должен убрать кто угодно, только не ты?», «Представь себя на его месте».
6. Частичное согласие (метод «Да, но…»).
7. Привлечение «союзников» – заручиться воображаемой поддержкой окружающих из числа детей. Например: «По-моему, дети не одобряют тебя… Правда?».
8. Апелляция к жалости – заострить внимание не на поступке ребёнка, а на своём состоянии (проявилось огорчение, стыд). Например: «Твои слова меня очень огорчили!»
9. Убеждение.
10. Умение извиниться за резкость, замечания, ошибочное мнение. «Извини, пожалуйста, я была не права!», «Давай мириться!», «Взрослые, к сожалению, тоже ошибаются».
11. Косвенное выражение просьбы: форму вопроса: «Стоит ли ругаться?»; намёк «Мне трудно говорить с тобой в таком тоне».
12. Использование в неограниченном количестве эвфемизмов – мягких слов, выражений, перефразирование. Например: «Человек, который потупил неправильно» вместо «Ты нормальный?»
Негативные модели:
1. Стереотипные установки в семье: «наглость – второе счастье», «доброта – проявление глупости».
2. Напоминания: «Нужно уметь и дать сдачи, а то всегда тебя будет бить».
3. Удобно, когда ребенок много времени увлеченно смотрит мультфильмы. Но если «плохими словами» ругается любимый певец или мультяшный персонаж, возникает желание повторить самому, в удобной ситуации, хочется всегда быть «крутым, как Бэтмен», «Человек паук», разговаривать с обидчиком «по-мужски».
4. Резкие замечания: «Рисуешь, как курица лапой», «Живо, мой руки», «Считаю до трёх». В результате, понижается самооценка, появляется страх, желание как всегда – промолчать.
5. Шутки оскорбительные: «Дети, вы смотрите спектакль: Сергей пытается завязать шнурки!».
6. Ложные представления о достоинстве, «просить прощение у ребенка унизительно».
7. Желание считать себя во всём и всегда правыми «я же старше!».
8. Механическое одергивание: «Что ты говоришь», «Не смей!».
9. Обобщение неоправданное: «Вечно ты!», «Ты всегда!», «От него всего можно ожидать».
Вывод: огромная роль принадлежит педагогу и родителям в формировании речевой личности ребенка, нужно всегда стараться избегать обидных высказываний в своей речи и стараться овладеть умением правильно реагировать на грубость собеседника, не провоцировать его на обидное общение – это посильная задача для взрослых, которые всегда являются примером для детей.
Список использованных источников
1. Сохин Р. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М. : Наука, 2015. – 168 с.
2. Тимофеев И. С. На пути к согласию. – М. : Линка-Пресс, 2016. – 184 с.