Елена Осипова
Консультация «Развитие цветового восприятия у малышей посредством дидактических игр с цветом»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе и осуществляется постоянно. Давайте ответим на вопрос, что же такое сенсорное развитие? Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование его представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира.
Публикация «Консультация „Развитие цветового восприятия у малышей посредством дидактических игр с цветом“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Цвет. Учим различать цвета. Консультации
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
Цветовосприятие – одна из важных составляющих сенсорного воспитания детей. Интерес к цвету формируется у детей постепенно и должен строиться с учетом возрастных особенностей. Цвет предметов имеет большое значение в развитии эстетического восприятия детей и может выступать для ребенка как один из признаков предмета.
Сначала дети учатся подбирать предметы по форме, потом по величине и лишь затем по цвету. Слова, обозначающие признаки предметов, дети раннего возраста усваивают с трудом и почти не пользуются ими в самостоятельной деятельности.
Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок, и только посредством различных дидактических игр ребенку легко усвоить признаки предмета.
Различает цвета ребенок практически с рождения. Первенство здесь занимает желтый цвет. Чуть позже добавляется красный, затем синий и зеленый. Прежде всего детей следует знакомить с реальным, основным цветом предметов (трава, листья на деревьях, лягушка – зеленого цвета, и тд.). При знакомстве малышей с цветом желательно применять художественное слово или стихотворение для лучшей передачи ребенку образа, например,
Что такое цвет зеленый? Это – первая трава,
Это – листья на деревьях, и лягушка у пруда.
В лес зеленый по дорожке все с корзинками пойдем,
А на грядке в огороде мы огурчики найдем.
В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, дифференцировать игрушки по основным цветам, группировать предметы по цветовому признаку и выделять лишний предмет по другому цвету.
В 2 года ребенка можно научить различать цвета и уметь определить предметы одинакового цвета.
Предлагаем вашему вниманию игровые задания для малышей, помогающие освоить цветовую палитру.
• Собираем пирамидку. Эта развивающая игрушка очень полезна для малышей. Включайтесь в игру и называйте малышу цвета составных частей. Периодически спрашивайте «какой это цвет»?
• Сортируем игрушки по цвету. Предложите ребенку положить красные кубики в красную коробку. Когда он легко станет справляться с этой задачей, поставьте две-три коробки разного цвета.
• Аналогичным образом можно предложить малышу поставить машинки в гараж, выбирая, по их цвету. Можно строить башни из кубиков – только желтые или только синие.
• Возможные варианты игр: «Подбери чашку к блюдцу», «Подбери игрушки по цвету», «Найди игрушки… цвета», «Разрезные картики», «Цветные паровозики», «Подбери окошки к домику», «Разложи крышки по коробкам», «Подбери варежки к шапке», «Цветные бусы», «Построй дорожку», «Найди лишний предмет» и тд.
В 3 года дети с большим удовольствием играют и учатся. В этом возрасте вы довольно легко сможете научить ребенка цветам, регулярно занимаясь с ним.
А теперь, уважаемые родители, воспользуйтесь общими рекомендациями:
• Не закрепляйте цвет за одним предметом. Называйте его в разном контексте. Если вы все время будете показывать только красный мячик, малыш может подумать, что все мячики красные.
• Не пытайтесь освоить весь цветовой круг за один день. Не запутывайте ребенка, сразу предлагая выучить несколько разных цветов одновременно.
• Не сравнивайте успех своего малыша с успехами других детей. Если вы поставили цель научить ребенка различать цвета, не оглядывайтесь на других.
• Обучайте играючи. Ранний детский возраст предполагает только игровую деятельность. Занимайтесь регулярно, но без напряжения и ваш ребенок обязательно выучит все цвета радуги.
Знакомим детей в стихотворной форме с цветами, ассоциируя цвета с предметами и явлениями окружающей действительности, т. к. наглядность имеет большое значение для восприятия ребенка.
Прилагаю примерные стихотворения, которые можно употребить в практической деятельности как художественное слово.
Что такое цвет зеленый?
Это – первая трава,
Это – листья на деревьях,
И лягушка у пруда.
В лес зеленый по дорожке
Все с корзинками пойдем,
А на грядке в огороде
Мы огурчики найдем.
Синий цвет знаком всем детям.
Это – синий василек,
Колокольчик, синий мячик,
И ведерко, и совок.
Туча синяя вдруг станет,
Отражается вода.
На вечернем синем небе
Зажигается звезда.
Яркий, желтый – цвет веселья,
Солнца яркие лучи.
Это – лютик, одуванчик,
Нам знакомые цветы.
Желтый маленький цыпленок,
Как комочек на песке,
Ярко-желтом, чистом, гладком,
Это – ленточка в косе.
Что такое красный цвет?
Самый яркий, спору нет.
Слаще цвета не найти.
Это – ягода клубника,
Вишня, клюква и брусника.
Это – яркие цветы :
Астры, розы и гвоздика,
Маки красные в полях,
Щечки алые ребят.
Где нам встретить много красок,
Чтобы выстроились в ряд.
После дождика на небе
Краски радуги горят.
Это – елка, вся в игрушках,
Это – праздник, маскарад.
Это – ярмарки платочки
Разноцветьем все пестрят.
Это – капельки фонтана
В солнце радужно искрят.
Это – кольца пирамидок
От мала до велика,
И мозаика любая – знаем все ее цвета.
Краски разные, любые
Очень-очень нам нужны.
Мир становится прекрасней,
Пусть снятся всем цветные сны!