Людмила Ивина
Консультация «Рабочая программа педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
старшего воспитателя Л. А. Ивиной по теме
«Рабочая программа педагога ДОУ»
Слайд 1
Прошедший учебный год ознаменовался для всех педагогов ДОУ России вступлением в силу таких законодательных актов, которые определили принципиально новое понимание сущности взаимодействия всех участников образовательного процесса, в частности приоритет активного включения родителей в непосредственную образовательную деятельность с детьми и создание условий для гармоничного развития ребенка, то есть развивающей среды. С другой стороны, наступила необходимость корректирования содержания планирования образовательной деятельности в ДОУ, то есть приведение в соответствие с требованиями ФГОС ДО всей документации педагогов. Если с образовательной программой детского сада вопросов по структуре и наполнению нет (четко прописано в разделе 2 ФГОС ДО, то с рабочей программой педагога возникает немало вопросов, которые достаточно легко разрешить при анализе новых законодательных актов.
Публикация «Консультация „Рабочая программа педагога“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» разработка и утверждение рабочих программ является обязанностью дошкольного образовательного учреждения. Разработка рабочей программы по образовательной области, направлению работы или комплексной рабочей программы группы осуществляется образовательным учреждением на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и основной образовательной программы, а также дополнительных программ (технологий).
Слайд 2
Рабочая программа – это нормативный документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности. Содержание рабочей программы каждого педагога ДОУ адаптировано к условиям конкретной группы и отражает возрастные и индивидуальные особенности развития детей. Это именно такой документ, который, будучи единым, учитывает индивидуальные особенности каждого воспитанника. Отсюда следует, что рабочая программа не может быть универсальной на все возрастные группы на все года, поскольку набор детей из года в год имеет свои особенности, каждая группа имеет свою специфику развивающей среды, каждый педагог имеет свои профессиональные интересы. Рабочая программа ДОУ – это конкретизация работы педагога на данный возраст детей и/или на данную специфику детей (группы компенсирующей, комбинированной, оздоровительной и другой направленности). Поэтому во всех возрастных группах, включая первую младшую, рабочую программу разрабатывают оба воспитателя. Специалисты ДОУ также должны иметь свою рабочую программу, которую обязательно согласовывают с образовательной программой детского сада и рабочей программой воспитателей группы.
? В какое время составляется рабочая программа?
Рабочая программа может быть составлена специалистами только после проведения исследования состояния общего и речевого развития детей, сбора анамнеза и материалов о семьях воспитанников в начале учебного года, то есть к концу сентября. К началу октября все рабочие программы должны быть рассмотрены, утверждены, приняты соответствующим органом ДОУ.
? На основе какого документа составляется рабочая программа?
Рабочая программа педагога разрабатывается на основе основной образовательной программы учреждения и выбранных и/или разработанных им самостоятельно парциальных образовательных программ, технологий, методик, форм организации образовательной работы с целью построения системы педагогической деятельности, обеспечения гарантии качества образования, создания условий для практического освоения способов педагогической деятельности, обеспечения индивидуального развития детей, раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
В группах коррекционной направленности в рабочей программе должен быть рассмотрен механизм адаптации программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Слайд 3
Рабочая программа : цели, задачи, функции
Рабочая программа – документ, разрабатываемый каждым педагогом образовательного учреждения в целях определения объема, структуры и содержания образовательного процесса.
Цель рабочей программы – планирование, организация и управление образовательно-воспитательным процессом.
Задачи рабочей программы – определение содержания, объема, методических подходов, порядка изучения тем с учетом особенностей образовательного процесса и контингента воспитанников в текущем учебном году.
Слайд 4
Рабочая программа выполняет основные функции:
нормативную (рабочая программа – документ, на основе которого осуществляется контроль за прохождением программы, полнотой усвоения материала воспитанниками);
информационную (позволяет получить представление о содержании, целях, последовательности изучения материала по образовательным областям, направлениям работы);
методическую (определяет используемые методы и приемы, образовательные технологии);
организационную (определяет основные направления деятельности и взаимодействия педагогов, воспитанников, родителей дошкольников, использование средств обучения);
планирующую (рабочая программа направлена на целевые ориентиры, возможные достижения ребенка на этапе завершения дошкольного образования).
Слайд 5
Составитель рабочей программы может самостоятельно произвести следующие действия:
• составить перечень изучаемых тем, понятий в рамках образовательной области, направления работы, не превышая при этом предельно допустимые нагрузки, рекомендуемые Сан ПиН;
• раскрыть содержание образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО и примерной программе с той степенью конкретизации, которая отвечает реальным условиям;
• устанавливать последовательность изучения учебного материала
• корректировать объем учебного времени, отводимого на изучение отдельных разделов и тем примерной программы, исходя из дидактической значимости, степени сложности усвоение материала воспитанниками, с учетом материально-технической базы.
Образовательное учреждение может вносить изменения и дополнения в рабочие программы, рассмотрев их на заседании органа самоуправления.
По итогам рассмотрения оформляется протокол. Орган самоуправления (педсовет) принимает решение «рекомендовать к использованию» или «рекомендовать к утверждению» при последующем издании приказа образовательного учреждения об утверждении рабочих программ.
Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает срок действия рабочей программы.
Слайд 6
Рабочая программа : структура
В связи с тем, что нет жестко регламентированной структуры рабочих программ педагогов, можно предложить с опорой на содержание ФГОС ДО и Сан ПиН такую последовательность ее структурных компонентов:
титульный лист;
содержание;
пояснительную записку;
проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, с ФГОС ДО;
информационно-методическое обеспечение;
приложения.
Слайд 7
На титульном листе указываются полное название образовательного учреждения, название рабочей программы с указанием возрастной категории детей, направленность группы, учебный год, грифы рассмотрения (дата педагогического совета, номер протокола; согласованно (подпись заведующего, дата,авторы составители (должность, ФИО полностью, название города, год составления программы.
Содержание: перечислить все структурные компоненты с указанием страниц.
Слайд8
В пояснительной записке:
• обосновывается актуальность программы;
• описываются теоретические основы программы, и специфика содержания программы;
• указываются возрастные и индивидуальные особенности детей, особенности образовательного учреждения, региона;
• указываются цель и задачи в соответствии с ФГОС ДО;
• определяются условия, необходимые для реализации программы;
• раскрываются особенности организации педагогического процесса;
• размещается информация об используемых образовательных технологиях;
• указывается временная продолжительность реализации программы, срок реализации;
• описывается инструментарий определения эффективности освоения детьми содержания рабочей программы.
Слайд 9
Раздел «Проектирование образовательного процесса» включает:
учебный план (расписание занятий в формулировках ФГОС ДО и не превышая предельно допустимую нагрузку согласно Сан ПиН);
комплексно-тематический план с указанием периода времени, необходимого для изучения разделов, тем и по образовательным областям;
модель календарного планирования;
режимы дня для теплого и холодного времени года;
модель ежедневного плана воспитателя;
модель планирования прогулки на неделю;
модель взаимодействия с родителями и другими социальными партнерами (период, содержание, форма работы);
инструментарий определения эффективности освоения детьми содержания рабочей программы (мониторинг).
Рабочая программа позволяет добиться полной согласованности перспективного и календарного планирования работы каждого педагога, составить целостную систему работы, если в основе планирования лежит проблемно-ориентированный и программно-целевой подходы.
Слайд 10
Информационно-методическое обеспечение программы содержит :
информацию о парциальных программах, специальных методиках, технологиях;
методической литературе,
игры, пособия по всем образовательным областям;
наглядных дидактических пособиях;
технических средствах обучения для организации образовательного процесса в группе.
Слайд 11
В приложениях к программе могут быть представлены конспекты занятий, сценарии различных форм образовательной деятельности, описание игр, упражнений, сценарии родительских собраний и мастер-классов для родителей и т. п.
Опыт написания рабочих программ коллегами-педагогами показывает, что временная затратность относительно небольшая и составляет 1 час методической работы в день в течение 2-4 недель (всего 10-20 часов на подготовку рабочей программы группы) в зависимости от уровня владения компьютерной грамотностью, что является основным компонентом Профессионального стандарта педагога. Объем рабочих программ педагогов и специалистов, как правило, не превышает 20 листов, за исключением музыкальных работников и инструкторов физического воспитания, которые определяют содержание работы по всем группам, с которыми непосредственно работают.
Таким образом, рабочая программа является необходимым документом всех педагогов ДОУ и должна быть доступна для ознакомления родителям воспитанников.
Слайд 12
Сентябрь, 2017 год
___(Л. А