Ольга Рязанова
Консультация «Приёмы ориентировки на клеточной бумаге как часть работы по формированию зрительно-моторной координации»
▼ Скачать + Заказать документы
Приёмы ориентировки на клеточной бумаге, как часть работы по формированию зрительно-моторной координации
Автор: Рязанова О. Н. учитель-дефектолог ГБДОУ № 6 Московского р-на Г. Санкт-Петербург
Ориентировка на клеточной бумаге является завершающим этапом формирования ориентировки на плоскости листа и развития зрительно-моторной координации, такой необходимой для успешного обучения в школе.
Публикация «Консультация „Приёмы ориентировки на клеточной бумаге как часть работы по формированию зрительно-моторной координации“» размещена в разделах
Проведённая предварительная работа включала в себя несколько этапов: Это пальчиковый массаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры с оречевлением.
Формирование умения ориентироваться на своём теле, а также на своём рабочем месте.
Умение ориентироваться на альбомном листе (центр листа, название сторон листа, название углов листа).
После успешной предварительной подготовки можно приступать к завершающему этапу формирования зрительно-моторной координации. Это формирование ориентировки на клеточной бумаге. Обычно эта работа проводится в старших, подготовительных к школе группах детского сада. Предлагаю приёмы ориентировки на клеточной бумаги в той последовательности, которая прошла многолетнюю апробацию на моих занятиях.
Приём знакомства с листом в клетку включает в себя игры:
1. «Ряд-столбик». Проводится на большом и малом фланелеграфе с помощью условных заменителей. У педагога на расчерченном большом фланелеграфе (клетки 2 на 2; затем 3 на 3 и т. д.) перемещаются контурные изображения. А у детей на малых фланелеграфах вставляется мозаика. Ребёнок называет местоположение и мозаики и картинки (первый ряд- второй столбик).
2. «Знакомство с клеточкой». Проводится в индивидуальных тетрадях детей. Детям предлагается обвести карандашом несколько клеточек.
3. «Ориентировка от точки». Педагог в тетради ставит красную точку в произвольном месте. Ребёнку предлагается провести линию от этой точки по словесной инструкции (одна клеточка вниз, две направо, три налево, четыре вверх и т. д.)
4. «Срисовывание с клеточного образца». Ребёнку предлагается срисовать и дорисовать самостоятельно линейный орнамент.
5. «Математический диктант». Этот диктант поводится от поставленной педагогом точки. В результате диктанта на листе появляется изображение – это может быть животное, человечек или предмет.
6. «Дорисуй вторую половинку». Первый этап работы - нарисовать от точки под диктант педагога левую часть какого- либо объекта. А затем самостоятельно дорисовать правую часть. В результате должен получиться целый симметричный объект. Задача педагога подобрать для диктанта абсолютно симметричное изображение.
7. «Математический диктант с диагональными линиями». Этот диктант также проводится от заданной точки, но линия рисунка будет иметь наклонные линии.
8. «Оживи предмет». После успешного выполнения задания дети могут раскрасить и дорисовать свой объект в тетради (глаза, улыбку ит. д.).
Работа по формированию зрительно-моторной координации способствует развитию всех психических процессов ребёнка и готовит его к успешному обучению в школе.