Светлана Хут
Консультация «Принципы организации сюжетной игры в ДОУ»
Консультация.
Тема: «Принципы организации сюжетной игры в ДОУ»
Бесспорным является утверждение, что сюжетной игре детей необходимо обучать. Но на занятиях игре обучить нельзя. Как быть. Прежде всего, чтобы дети играли, необходимо;
-понимать специфику детской игры;
-иметь представление о ее развивающем значении;
-знать о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе;
-уметь играть соответствующим образом.
Публикация «Консультация „Принципы организации сюжетной игры в ДОУ“» размещена в разделах
Основным критерием оценки уровня игровой деятельности должны выступать игровые умения, т. е. преобладающий у ребенка способ построения игры, а так же в зависимости от замысла включение условных действий с предметами, ролевые диалоги, комбинации различных событий. Поэтому цель педагогического воздействия - формирование игровых умений.
В 1.5-3 года ребенок может осуществлять условные действия с предметами и игрушками, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстниками.
В 3-5 лет ребенок может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступая в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником.
В 5-7 лет развертывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно замыслу, реализовывать сюжетные события через ролевое взаимодействие и предметные действия.
Естественным образом игра передается в разновозрастной группе. В ситуации отсутствие более старших детей их место занимает воспитатель. Отсюда принципы организации сюжетной игры в ДОУ :
I принцип. Воспитатель должен играть вместе с детьми. Важным является характер поведения взрослого во время игры : он должен занимать позицию «играющего партнера», у которого превосходство заключается лишь в умении интересно играть. Стратегия воспитателя должна заключаться в том, чтобы дети были поставлены перед необходимостью использовать более сложный, новый способ построения игры. Другими словами в 1.5-3 лет ребенок может «открыть» условное игровое действие с предметом-
1
заместителем, если в совместной игре он видит его у партнера – взрослого и в естественном процессе игры сам сталкивается с необходимостью осуществить такое действие.
В 3-5 лет детей можно «втягивать» в игру, которую взрослый развертывает в виде цепочки ролевых диалогов. Тем самым он открывает ребенку роль, возможность использовать ее в качестве «строительного» блока игры.
После 5 лет воспитатель может втягивать детей в игру – придумывание, которая помогает детям освоить новый способ – творческое комбинирование различных событий.
II принцип. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе игру следует развертывать так, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть понятным другому. Поэтому взрослому в совместной игре необходимо оговаривать свои действия и стимулировать к этому ребенка. Так же важной является как можно более ранее ориентация на сверстника.
III принцип. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла партнерам – взрослому или сверстникам.
Реальной опорой действий воспитателя при развитии игровых умений детей является сюжет, причем с точки зрения его строения.
1. На этапе формирования условных игровых действий взрослый должен развертывать преимущественно «однотомные и одно персонажные» сюжеты как смысловую цепочку действий.
2. На этапе формирования ролевого поведения опорой для воспитателя должен стать многоперсонажный сюжет как система взаимосвязанных родителей, который развертывается через взаимодействие персонажей.
3. На этапе формирования умения строить новые сюжетные игры воспитатель должен развертывать «многотемные» сюжеты,
2
предполагающие комбинирование разнообразных событий.
Воспитатель должен свободно оперировать элементами игровых сюжетов – событиями, персонажами, их действиями.
В педагогическом процессе по отношению к игре существуют 2 взаимосвязанные составляющие:
1. Совместная игра взрослого с детьми, в процессе которой формируется новые умения и навыки;
2. Самостоятельная детская игра, в которую воспитатель не включается, а лишь обеспечивает условия для ее активизаций.
Важно помнить, что обе составляющие присутствуют на всех возрастных этапах дошкольного детства. Другое дело, что меняется сама форма совместной игры взрослого с детьми, постепенно увеличивается доля самостоятельной игры.
3