Ольга Зубарева
Консультация-практикум для воспитателей ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Комментарии к презентации ««Волшебный сон» и оздоровительная гимнастика после дневного сна для детей дошкольного возраста»
Слайд 1
Пробуждение и засыпание — значимые моменты в распорядке дня любого человека. Особенно важны эти этапы для детей. От того, как ребенок заснет и проснётся, зависит его настроение и самочувствие.
Слайд 2
Сегодня я расскажу про методику засыпания «Волшебная звезда», которую разработала Яковлева Нелли Геннадьевна. Более подробно вы можете с ней ознакомиться в ее книге «Психологическая помощь дошкольнику». Далее я вам напомню о роли оздоровительной гимнастики после дневного сна для детей и мы с вами в попрактикуемся в правильном пробуждении.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
3 слайд
Основными факторами гармоничного развития ребенка являются еда, сон и прогулка в режиме дня. Детский сад – это учреждение, где под режимом дня подразумевается четкое расписание и смена разных видов деятельности. Промежутки между занятиями составляют не менее 10 мин, этого недостаточно для отдыха ребенка. Особое внимание необходимо уделять созданию условий для эмоционального и физического комфорта детей в режимные моменты. Одним из них является дневной сон.
4 слайд
Переход в состояние покоя требует времени, отсутствия посторонних звуков и благоприятной эмоциональной атмосферы, спокойствия и уюта. В качестве вспомогательных средств используются: музыкальное сопровождение, соответствующая речь педагога, приятные тактильные и визуальные ощущения, комплексы дыхательных и физических упражнений. Все вышеперечисленные средства отражают и удовлетворяют потребность ребенка в безопасности и комфорте.
5 слайд
Реализация методики «Волшебная звезда» предусматривает 4 этапа:
1 этап
Под спокойную музыку дети раздеваются в игровой комнате, проходят в спальню и ложатся в кровати. Важно подобрать нужную мелодию, так как звуки мелодии способны снять излишнюю активность и возбужденность детей, оказывают общее успокаивающее воздействие.
2 этап
На 2 этапе детей просят лечь на спину и выполнить дыхательные упражнения (3 – 4 цикла) в спокойном темпе. Регулирует выполнение педагог словами «вдох-выдох». Упражнения повторяются 3-5 раз, но без музыкального сопровождения.
Правильное дыхание – медленное, глубокое, диафрагмальное, при котором легкие заполняются
от самых нижних отделов до верхних.
3 этап
На третьем этапе – "Волшебный сон" – одновременно с музыкальным сопровождением педагог читает стихотворение. Упражнение проводит сказочный персонаж – Фея сна, в роли которой выступает воспитатель группы. Она приходит к детям с "волшебной палочкой", на конце которой закреплен "пушок". Это может быть что-то воздушно-мягкое, пушистое и нежное, например мех или пух. Фея сна медленно и спокойно произносит текст. Дети слушают хорошо знакомый голос воспитателя, к которому они привыкли. Фея сна подходит к каждому ребенку и поглаживает его своей "волшебной палочкой" по открытой поверхности тела (лбу, щеке, кисти руки). Такое тактильное воздействие оказывает дополнительный расслабляющий и успокаивающий эффект. После того как Фея сна погладила (несколько раз) каждого ребенка и произнесла слова установки на отдых, музыка продолжает звучать в течение двух-трех минут. Уложив и поправив всем одеяла, воспитатель садится в кресло, принимает удобную позу, расслабляется. Его состояние непременно передается детям: они спокойнее спят. Педагог участвует в процессе релаксации как активное действующее лицо, получая от этого удовольствие и положительные эмоции. Гармоничный отдых снижает уровень общей тревожности дошкольников.
Затрачиваемое время, на выполнение трех этапов, составляет 10–12 мин (время звучания музыки).
4 этап– пробуждение детей после дневного сна.
Он начинается со звуков нежной, но бодрой пробуждающей мелодии. Сначала звучит только музыка (примерно одну минуту, а только затем педагог обращается к детям.
Предложенная методика проста и удобна в использовании, занимает мало времени. Но проводиться методика "Волшебная звезда" должна ежедневно. Обязательными ее элементами являются музыкальное сопровождение и тактильное воздействие со словесным обращением к каждому ребенку (элемент аутотренинга). Для достижения хорошего результата содержание сценария не должно меняться в течение полутора-двух месяцев. При использовании этой методики у дошкольников будет наблюдаться значительное снижение уровня общей тревожности, двигательное беспокойство у детей во время засыпания
6 слайд
Гимнастика необходима для обеспечения детям плавного перехода от сна к бодрствованию, подготовке к активной деятельности.
С задачами, которые решает оздоровительная гимнастика после сна, вы можете ознакомиться на слайде.
А сейчас я хочу вам напомнить основные правила гимнастики после сна.
• Гимнастику начинают проводить с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.
• Не допускается принуждение ребёнка к занятиям.
• Основное правило гимнастики в кроватях: исключаются резкие движения, а также подъёмы с кровати, чтобы не вызвать головокружения и не растянуть отдохнувшие мышцы.
• Перед началом гимнастики в кровати из-под головы убирается подушка.
• При выполнении упражнений из исходного положения лёжа на спине (или на животе) голова, туловище, ноги должны составлять прямую линию, то есть ребёнок должен лежать на постели ровно;
• воспитатель должен проверить исходное положение каждого ребёнка;
• Количество упражнений дозируется индивидуально, критерием может быть как самочувствие ребёнка, так и его желание заниматься
7 слайд
Гимнастика после сна, как правило, имеет две части.
Первая часть проводится в постели. Эта часть короткая. Её задача – помочь ребёнку постепенно перейти от состояния сна к состоянию бодрствования. В неё включаются упражнения типа потягивания, а также движения руками и ногами в медленном темпе. С детьми старшего возраста здесь же можно использовать упражнения самомассажа, дыхательные, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз.
Во время проведения бодрящей гимнастики целесообразно музыкальное сопровождение. Дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки. Хорошо, если после пробуждения дети услышат свои любимые детские песни или спокойную приятную музыку, тогда просыпаться они будут намного быстрее.
Важно не забывать об улыбке. Первое, что должен видеть ребёнок после сна, - улыбающееся доброе лицо взрослого человека. Ребёнок в этот момент должен слышать плавную, размерную речь, любовные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Сама фонетика этих звуков несёт положительную окраску, независимо от того, каким голосом их произносит взрослый.
Затем дети, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 4-6 упражнений общеразвивающего воздействия в зависимости от возраста.
Во второй части дети встают с кроватей и, снимая спальную одежду, остаются в трусах с босыми ногами. Они ходят по комбинированной сенсорной дорожке, которая может состоять, например, из каната, ребристой дорожки, резинового коврика с мелкими шипами, обруча, дорожки со следочками, полусфер с мелкими шипами и т. д.
Занятия на коррекционной сенсорной дорожке способствуют:
· профилактике и коррекции плоскостопия и нарушений осанки;
·совершенствованию зрительно-моторной координации;
·формированию чувства пространства, внимания.
Далее следует либо небольшой музыкально-ритмический комплекс, произвольные танцевальные движения или гимнастика игрового характера. Заканчивается комплекс дыхательными упражнениями.
8 слайд
Теперь перейдем к практической части нашей встречи.
Вернемся на небольшой промежуток времени в прошлое. Сейчас вы дети и готовитесь к дневному сну. Звучит приятная спокойная мелодия (пение птиц, ложитесь поудобнее на спину и представьте, что вы в лесу.
Лес
Дышать в лесу приятно и легко.
Мы в лес пришли, и дышим глубоко.
Делаем глубокий вдох и плавный выдох (3-4 подхода)- во время выполнения дыхательных упражнений музыка на время «затухает»
Волшебный сон.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем(2 раза)
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко, ровно, глубоко…
Наши ручки отдыхают,
Ножки тоже отдыхают…
Отдыхают, засыпают(2 раза)
Шея не напряжена
И рас-сла-блен-на…
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются(2 раза)
Дышится легко, ровно, глубоко…
Напряженье улетело…
И расслаблено все тело(2 раза)
Греет солнышко сейчас…
Ручки теплые у нас…
Жарче солнышко сейчас…
Ножки теплые у нас…
Дышится легко, ровно, глубоко…
Губки теплые и вялые, но нисколько не усталые…
Губки чуть приоткрываются, все чудесно расслабляются(2 раза)
(Фея сна подходит к каждому ребенку и поглаживает его своей "волшебной палочкой" по открытой поверхности тела (лбу, щеке, кисти руки).
Конец тихого часа
Звучит спокойная, но бодрая музыка.
Примерно через минуту воспитатель читает стихотворение.
1. Упражнения в кроватях
Мы проснулись, улыбнулись, посильнее потянулись.
Первый разик на спине, а потом на животе.
И на левом боку потянулись, и на правом боку потянулись.
Лягте на спинку и продолжаем, ноги вверх мы поднимаем и тихонько опускаем,
Правую ножку поднимем, потянем носочек, тихонько опускаем,
Левую ножку поднимем, потянем носочек, тихонько опускаем,
А теперь мы с вами, дети, поедем на велосипеде. Молодцы, отпустили ножки.
Подбородком грудь достанем, к потолку глаза подняли,
Влево, вправо посмотрели, на кроватку тихо сели.
Руки в стороны подняли, крепко так себя обняли.
2. Упражнения возле кроваток
1. Разбудили руки Выполняются рывки руками вверх-вниз (5-6раз)
Разбудили ноги
Ну, а чтоб совсем проснуться
Надо сильно потянуться Руки вверх, руки вниз
3. Дыхательное упражнение по Стрельниковой –«Ладошки»
4. Ходьба по комбинированным сенсорным дорожкам.
Вот чудесные дорожки.
Мы на них полечим ножки
И осанку укрепим –
Стать здоровыми хотим!
«Ребята, встаньте так, чтобы достать руками спину друг друга»
5. Массаж
Маляр заборы красит, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли кисти и будем помогать.
Метлой наш дворник машет, не любит отдыхать,
Метлу берем, ребята, и будем помогать.
Портной все шьет иголкой, не любит отдыхать,
Скорей возьмем иголки и будем помогать.
Вот повар суп мешает, не любит отдыхать,
Мы тоже взяли ложки и будем суп мешать.
Вот плотник пилит доски, не любит отдыхать,
Пилу берем, ребята, и будем помогать.
А пианист играет, не любит отдыхать,
И мы на пианино решили поиграть.
9 слайд
Спасибо за внимание!