Козырева Жанна
Консультация-практикум для педагогов «Взаимодействие с ребенком»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация – практикум для педагогов
«Взаимодействие с ребенком»
Педагог-психолог МБДОУ
«Детский сад № 12 г. Беслана»
Козырева Ж. К.
Цель: повышение педагогической и психологической компетентности
педагогов в вопросе формирования навыков позитивного общения у
дошкольников.
Культура общения людей основана на соблюдении определнных
правил, эти правила называются этикетом.
Для педагога знание и соблюдение правил этикета являются одними из
Публикация «Консультация-практикум для педагогов „Взаимодействие с ребенком“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
обязательных элементов его профессиональной культуры. Кроме того, что
воспитанность и культура — это показатель личностной культуры педагога,
это еще и его обязанность — в процессе воспитательной работы он должен
передавать усвоенные знания и умения своим подопечным.
Конечно, не только педагоги отвечают за навыки общения у детей. В
большей степени это проблема родителей.
Давайте поговорим о том, как, именно, мы в детском саду можем
сформировать навыки позитивного общения у дошкольников.
Во многом поведение ребенка зависит от той социальной ситуацией, в
которой он растет. Другими словами, на настроение и поступки ребенка
большое влияние оказывает психологический климат, в котором он живет и
общается.
Чтобы создать условия для позитивного общения и активного
взаимодействия необходимо :
- к детям обращаться по имени, исключив из обращения фамилии, а уж тем
более прозвища.
- к собственным высказываниям относиться очень бережно, так как один и
тот же смысл фразы может быть облечен в различную словесную форму.
- четко знать возрастные особенностей детей. Ведь содержание и форма
требований к ребенку пяти лет и малышу раннего возраста должны
кардинально отличаться.
- ласка и бережное отношение. А в 5 лет, кроме установления душевного
контакта, дети нуждаются еще и в серьезном отношении к своим
умственным поискам. У каждого ребенка в группе должна сложиться
уверенность в том, что взрослый считает его хорошим, умным, что он —
пример для других детей.
Хороший прием — сравнение поступков ребенка с поведением какогонибудь сказочного героя. Это поможет ребенку понять, так ли он хорошо
поступил.
Для формирования социально-приемлемых форм поведения и усвоения
моральных норм общества можно использовать следующие тактики
взаимодействия воспитателя с детьми:
- чаще обсуждать последствия действий ребнка или взрослого для чувств
другого человека;
- предлагать игры и ситуации, в которых надо сотрудничать, помогать друг
другу;
- объяснять, каким образом лучше действовать в той или иной ситуации
вместе и как помочь друг другу.
- исключить нотации тем детям, которые не хотят в том или ином случае
вести себя таким образом;
- поощрять стремление детей договариваться;
- привлекать детей к случаям нравственного исцеления ребнка;
- последовательно игнорировать случаи отрицательного поведения, обращая
внимание на ребнка, который ведт себя хорошо.
- поощрять различные формы сюжетно-ролевой игры и обеспечивать детей
игровым материалом.
Работа с дошкольниками над правилами поведения должна осуществляться
по 2 направлениям:
1. Развитие представлений о нравственных нормах поведения
2. Накопление практического опыта общественного поведения в соответствии
нормами морали.
Анализ работы дошкольных учреждений показал, что, вс - таки, в нашей
работе преобладает первое направление. А если определнные формы
поведения усваиваются только как автоматически закреплнные ЗУНы без
эмоционального отношения, нравственной мотивации, то они не
способствуют воспитанию нравственного поведения.
Воспитание культуры общения тесно связано с формированием у детей
навыков коллективизма.
Ваши фразы – помощники:
Толя поиграл с машиной и отдал Вове. Молодец! (говорится при всех)
Хорошо играл, никому не мешал
Предложи Лине игрушку, пусть поиграет вместе с тобой.
Пригласи Артма и Мишу, вместе посмотрите книгу:
Сядьте рядом со мной, а я расскажу для Саши, Марины и тебя интересную
сказку.
Очень важно помогать детям устанавливать контакты друг с другом без
криков, без ссор.
Что мы делаем, когда дети подрались между собой? (наказываем,
разбираемся кто прав, кто виноват).
Что мы делаем, когда замечаем, что ребнок жадничает (говорим тогда не
приноси игрушку; и ты ему не давай, не играй с ним). А как же сформировать
навык позитивного общения у ребнка?
В отработке этих проблем вам поможет кукольный театр.
С ребятами можно обыгрывать сценки. И не обязательно всех усадить (когда
вы начнте это делать, дети и так подтянутся к вам).
Или любая проблемная ситуация, которая может произойти группе.
Ролевые игры.
Представь себе, что ты Колобок. Что ты скажешь или сделаешь, чтобы лиса
тебя не съела (учить договариваться)
Представь, что ты доктор Айболит. Как ты будешь лечить зверушек
(сострадание)
Представь, что ты Емеля. Вот ты поймал щуку. Покажи, как ты е поймал.
Что ты у не попросишь?
Представь, что ты русский богатырь. Что ты скажешь врагам, которые
напали на твоих друзей? Что ты скажешь людям, которых защищаешь?
Эти, в общем-то, не самые сложные тактики взаимодействия особенно
актуальны в работе воспитателей, если в группе имеются дети с
ограниченными возможностями здоровья, а также дети с нарушениями
поведения. Потому что благоприятными условиями воспитания у
дошкольников гуманных чувств и отношений являются эмоциональный
комфорт для каждого ребнка, понимание и поддержка, положительные
взаимоотношения между детьми. Только в этом случае воспитанникам
становится понятна роль правил.
Таким образом, для оптимизации взаимодействия педагога и детей
необходимо создавать условия для игр, в которых необходимы
согласованные действия, взаимопомощь, умение разрешать конфликты
адекватными эффективными способами.