Яшина Екатерина Андреевна
Консультация «Постановка твёрдого звука [Л]»
▼ Скачать + Заказать документы
«Постановка твёрдого звука [Л]»
Одним из трудных звуков позднего онтогенеза, который начинает произносить ребенок, является [Л]. Коррекционной работой следует заниматься сразу же, как только замечено искажение этого звука в речи ребенка. Постановка звука [Л] проводится с помощью определенных логопедических упражнений, которые мы рассмотрим в этой статье.
Артикуляция звука [Л]
Постановка звука [Л] начинается с формирования правильной артикуляции, т. е. должно быть выработано правильное положение органов артикуляционного аппарата.
Артикуляция произношения:
Публикация «Консультация „Постановка твёрдого звука [Л]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Консультации для родителей
- Темочки
• при произношении звука [Л] губы принимают положение следующего гласного звука;
• зубы не соприкасаются; расстояние между нижними и верхними резцами – 2-4 мм. ;
• кончик языка поднят и прижат к основанию верхних зубов (также он может упираться в десны над ними);
• между коренными зубами и боковыми краями языка остается щель для прохода струи воздуха;
• голосовые связки сомкнуты, дрожат.
Каковы причины неправильного произношения звука [Л]?
Неправильное произношение звука [л] у детей может быть следствием следующих причин:
• Ребенок мал для правильного произношения [л], поэтому он пропускает эту фонему (лес – ес). Для 2-3 лет неправильное произношение звука Л считается нормой.
• Нарушение мышечного тонуса языка.
• Анатомически короткая подъязычная связка.
• Нарушения фонематического слуха.
Артикуляционная гимнастика для постановки [Л]
Постановка звука [л] проходит поэтапно. Перед основным комплексом занятий проводится артикуляционная гимнастика, которая улучшает работу органов артикуляционного аппарата.
Используются следующие упражнения (проводятся каждый день по 2 раза – продолжительность 5 секунд):
1. «Гамак». Кончик языка упирается в передние резцы верхнего ряда зубов. Язык нужно прогнуть таким образом, чтобы по форме он напоминал гамак. Считаем до 5 секунд и расслабляем его.
2. «Вкусное варенье». Язык широкий, нужно облизывать им верхнюю губу вверх-вниз. Важно, чтобы нижняя челюсть и губа оставались неподвижными.
3. «Лошадка». Язык широкий, нужно щелкать им нёбу возле верхних резцов. Рот приоткрыт, а нижняя челюсть остается при этом неподвижной.
4. «Индюк». Язык нужно сделать широким, нужно повторять те же движения, что и в упражнении «Вкуснятина», но быстрее. При этом нужно говорить «бл-бл-бл-бл».
5. «Грибок». Язык прижимается к нёбу достаточно сильно, чтобы ощущалось натяжение языковой уздечки. Каких-либо других движений делать не нужно.
6. «Качели». Нужно широко улыбнуться, открыв при этом рот. Кончик языка по очереди упирается то в верхние, то в нижние зубы.
Это важный подготовительный этап, который предшествует логопедическим упражнениям, которые назначил специалист.
Постановка звука Л
Если ребенок пока вообще никак не произносит звук [л], то поставить его можно будет намного проще, чем исправление уже неправильного произношения этого звука.
Постановка твердого [л] возможна по подражанию. Особенность данного метода в том, что взрослый (родитель или логопед) сам показывает правильное расположение артикуляционных органов при произношении [л]. Делать это нужно перед большим зеркалом – взрослый садится перед ним вместе с ребенком, после чего он наглядно показывает, какое положение занимают губы, язык и другие органы артикуляционного аппарата при произношении [л].
Этот способ самый простой для обучающего, но, к сожалению, не самый простой для ребёнка, т. к. получить звук [л] таким образом получается не часто, но попробовать стоит.
Основная трудность в постановке звука [л] по подражанию заключается в том, что, произнося звук правильно, ребенок продолжает слышать прежний свой звук. Поэтому нужно привлекать слуховое внимание ребенка к тому звуку, который получается в момент его постановки.
Звук [л] удается получить по слуховому подражанию, если на подготовительном этапе ребенок научился узнавать его и отличать правильное звучание от неправильного. Чаще используется постановки звука [л] по подражанию и смешанный.
Если по подражанию звук поставить не удается, то используют следующие приемы:
1. Постановка от межзубного звука. Этот способ наиболее удобен и универсален и подходит даже для тех детей, у которых выраженные проблемы с подъемом языка вверх. Ребёнок тянет гласный звук «ы-ы-ы» или «а-а-а» и просовывает кончик языка между зубами и чуть прикусывает его. При этом должен получиться звук [л]. Автоматизируем такой звук в обратных слогах (типа АЛ, ОЛ). Когда звук будет получаться хорошо в простых словах (мал, бал, осёл, можно попробовать перевести артикуляцию за зубы, а можно не переводить, если язык высовывается не сильно. Обычно по мере автоматизации, дети сами переводят артикуляцию за зубы.
2. Ребенок тянет гласный «а-а-а». Предлагается одновременно с этим кончиком языка стучать о внутреннюю поверхность верхних резцов. Автоматизация начинается с обратных слогов (именно со слога ал).
Такие способы постановки оказываются весьма эффективными, но только в том случае, если ребенок не слишком маленький и он может правильно повторять за взрослым.