Бахтиярова Эльвира
Консультация «Особенности детского аранжирования»
▼ Скачать + Заказать документы
Элементарные поделки ребёнка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определённый результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий: скручиванием, сгибанием, обрыванием, и сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением, ткачеством и др.
Темочки:
Продукты детского дизайн-творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту. Также автор единственной книги на сегодняшний день о детском дизайне Г. Н. Пантелеев выделяет типы и виды детского дизайна. Первый тип – плоскостной дизайн (аппликативно - графический) : может включать выполнение детьми рисунков, мозаик, силуэтов, фитокомпозиций и гербариев; аппликации из лоскута, изо – фитомотажей, плакатов, панно и т. п. для использования в своих играх, украшениях одежды для кукол.
Второй тип – Объёмный дизайн это использование игрушек – сувениров (из природных и искусственных материалов, бумажной пластики (в технике «оригами», «киригами» и др., произведений флористики («икебана», аранжировок букетов; украшений к одежде, детской бижутерии, коллажей.
Третий тип – архитектурно художественный дизайн включает: аранжировки кукольного и бытового интерьера, оформление помещений к празднику.
Природа и фантазия
Композиции – аранжировки из цветов и природного материала являются культурой и искусством фитодизайна.
Можно устроить «Бал цветов» : дети изготавливают декоративные парные силуэты цветов, которые прикрепляют к своей одежде. Мальчик, к примеру, приглашает девочку, у которой такой же цветок, потанцевать.
Разнообразен и декоративен поделочный материал, который даёт окружающая природа. Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети моделируют украшение для игр, одежды и интерьера.
Дети собирают природный материал для создания сюжетных и декоративных композиций, конструируют, сочетая этот материал с лепкой и росписью, выполняя изделия для игр и сувениры подарки близким. Для аранжировок используют корневища, коряки, спилы веток и деревьев.
Воспитатель на прогулке акцентирует внимание детей на эстетических объектах природного окружения, например: очертание и окраску бегущих облаков и теней на поляне, узоры веток и листьев. Предлагая поискать, «что на сто похоже».
Бумажная пластика
Дизайн – аранжировки развивают у детей творческие способности, эстетический вкус. Педагог знакомит детей с самыми доступными подручными материалами и, прежде всего, с бумагой разных сортов (рисовальная, чертёжная, ватман, гофрированная, копировальная, калька, обёрточная и др.). Так же дети осваивают способы работы с бумагой, фольгой: разрывание, разрезание, выгибание, скручивание, складывание, сминание, тиснение, гофрирование, склеивание и т. п.
Знакомство с техникой бумажной пластики позволяет научить детей различать цвета, формы, месторасположения, развивает умение видеть целое и его части, детали, их пространственное расположение, развивает мелкую моторику рук. Работа в разных техниках бумагопластики: оригами, торцевание, квиллинг, мозаика, тычкование, мятая бумага, модульное оригами и т. д., доставляет детям огромную радость.
ВИДЫ БУМАГОПЛАСТИКИ:
Оригами – это способ создания и конструирования из бумажного листа разнообразных поделок и игрушек. Японское искусство складывания фигурок из бумаги.
Киригами - искусство изготовления фигурок и открыток из бумаги с помощью ножниц.
Модульное оригами – это новое модное направление искусства создания бумажных фигурок. Поделки модульного оригами выполняются из нескольких частей – модулей.
Квиллинг – бумагокручение. В России искусство квиллинга считается корейским. Однако истоки этого рукоделия восходят к монастырям Европы.
Плетение – один из наиболее интересных видов художественного творчества, изготовление из плоских лент объёмных изделий.
Торцевание - это своеобразный вид аппликации из бумаги. Таким способом могут создаваться мозаичные изображения. В основе торцевания лежит принцип вырезания квадратиков из гофрированной бумаги. Вырезанные квадратики с помощью клея или зубочистки закрепляются на поверхности формы.
Тычкование – тупой конец карандаша ставится в середину квадратика из бумаги и заворачивается вращательным движением края квадратика на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, опускают его в клей, затем приклеивают квадратик на основу.
Рваная бумага, мятая бумага, скатывание бумаги, обрывание, мозаика.
Декор одежды и пространства
Педагог демонстрирует образцы фото аранжировок, украшающих одежду, помещение. С помощью педагога дети создают из цветов мини – композиции к своей одежде в виде брошей, колье, венков. Букетик или цветок могут быть украшением шляпки, платья, костюма. Популярные у детей декоративные «буквицы» (первая буква имени, знаки символы (пиктограммы, изображение любимых сказочных героев.
В комнатах и уголках природы устраиваются мини – композиции ландшафтов с фонтанчиками, ручейками, альпинариями. Популярные сегодня декоративные и карликовые растения и деревца «Бонсай» с аранжировками стиля «икебана».
Педагог помогает детям использовать «бросовый материал». Играя, трансформируя формы и композиции, ребёнок быстрее осваивает пространства, развивает воображение, успешно создаёт несложные постройки.
Воспитатель с детьми выполняет аранжировки для украшения участка: гирлянды, флажки, декор к праздникам и развлечениям, а так же благоустраивают декоративным озеленением ландшафтные композиции («альпинарий», «альпийские горки», фонтанчики, запруды и др.). В искусственных водоёмах эффективно выглядят «водоплавающие» игрушки, выполненные детьми из разных материалов. Дети охотно разрисовывают сухие камушки. И все это можно закрепить и обезопасить от непогоды бесцветным лаком. Тёплое время года - благодатная пора для детских аранжировок. На площадке можно создать небольшие «альпийские горки» сооружают и временные горки вынося на участок комнатные растения в горшках, расставляют их, прикопав ёмкости с фитоаранжировками на разных уровнях. Дети любят альпинарии с ручейком или водоёмом, с фонтанчиком.
Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка.