Екатерина Уткина
Консультация по теме «Личностно-ориентированный подход в работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация по теме
Для начала хотелось бы привести данные одного социологического исследования. Вот как описали воспитателя дети одного из ДОУ
«Воспитатель – это человек, который кричит.
Воспитатель – это человек, который следит.
Воспитатель – это человек, который говорит: «Смотри у меня!».
И получается, что у многих детей вовсе не лицеприятное мнение о воспитателях. Дети совсем недавно пришли в этот мир. Для них все впервые. Они видят мир существенно иначе, чем взрослые, и поэтому, очень часто мы общаемся с ребенком, а он нас не слышит. Поэтому, прежде всего, необходимо установить контакт с ним. В противном случае, процесс воспитания будет неосуществим. А для того, чтобы этот контакт был продуктивным, необходимо использовать личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми. Если попытаться охарактеризовать эту модель одним словом, то мы получим принцип «НЕ РЯДОМ И НЕ НАД, А ВМЕСТЕ».
Публикация «Консультация по теме „Личностно-ориентированный подход в работе с детьми“» размещена в разделах
Чтобы понять как ее использовать на практике с ребенком рассмотрим
3 ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТА ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА :
1. ПОЗИЦИЯ ОБЩЕНИЯ.
Наилучший контакт устанавливается, когда собеседники не просто могут видеть глаза друг друга (что называется глаза в глаза, но и когда они занимают равные позиции в психологическом плане:
• ни один не считает себя более значимым,
• важным,
• умным и т. п., чем другой.
2. «ДИСТАНЦИЯ ОБШЕНИЯ».
Вспомните: ребенок совсем мал, он целиком зависит от вас – естественно, дистанция общения между вами короткая. Но малыш растет и наступает момент. Когда он заявляет: «Я сам!» Он твердит эти слова к месту и не к месту, даже когда явно не в силах обойтись без помощи. В чем же дело? Он хочет сделаться более самостоятельным и свободным, то есть увеличить дистанцию между собой и взрослым. И если взрослый не понимает этого, то не только невозможен контакт между ним и ребенком, но и неизбежны конфликты.
ДИСТАНЦИЯ ОБЩЕНИЯ ДОЛЖНА БЫТЬ ИМЕННО ТАКОЙ, ЧТОБЫ ОБЕСПЕЧИТЬ ОДНОВРЕМЕННО И КОНТАКТ И СВОБОДУ.
При этом у ребенка не должно быть и чувства одиночества, заброшенности – тех чувств, которые не возникают, если с окружающими действительно есть контакт. И поэтому сложность – и очень большая – для воспитателя состоит в том, чтобы правильно определить дистанцию общения и в отношении всей группы, и в отношении каждого ребенка в отдельности.
Сколько детей в вашей группе, возможно столько и дистанций общения, на которой каждый из них будет чувствовать себя свободными и в то же время ощущать необходимый контакт с вами.
Именно такую дистанцию характеризует уже известный принцип «не рядом и не над, а вместе». Но подлинный контакт невозможен, если каждый, взаимодействуя, общаясь с другими, находится в своем, а не в общем «пространстве».
3. «ПРОСТАНСТВО ОБЩЕНИЯ»
Попробуйте, разговаривая, отвернуться от своего собеседника, и пусть он сделает то же самое. А теперь внимательнейшим образом рассматривая то «пространство», которое оказалось перед вашими глазами, продолжите разговор. Не так уж это и легко, правда, если перед вами разные «картинки». А ведь с детьми, находясь в разных «позициях», - помните? – всегда видим разные «картинки». Более того, взрослые и дети часто под одними и теми же словами усматривают совершенно разный смысл.
КАК СТРОИТЬ ОБЩЕНИЕ ВЗРОСЛОГО С РЕБЕНКОМ.
Правило, которого следует придерживаться может быть сформулировано как «правило трех «П» : это понимание, принятие и признание ребенка.
ПОНИМАНИЕ: - умение видеть ребенка изнутри, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.
ПРИНЯТИЕ: - безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности независимо от того радует он в данный момент взрослых или нет, признание его уникальности.
ПРИЗНАНИЕ: - это прежде всего право голоса ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он.
Личностно – ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребё нком включает в себя:
• Цель общения: обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, развивать его индивидуальность;
• Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на умении становиться на позицию другого, учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувство и эмоции;
• Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих от детей проявление интеллектуальной и нравственной активности, использование многообразных стилей общения с ребенком и их варьирование;
• Личностная позиция педагога : исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития;
• Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества, отрицание манипулятивного подхода к детям.
"Несколько советов воспитателю по оптимизации общения с детьми".
1. Как вид общения, всякое занятие с детьми - это передача информации (знаний, формирование навыков и умений. Чтобы занятие возбуждало интерес детей, укрепляло стремление заниматься, необходимо
разнообразить формы его проведения.
2. В общении с детьми на занятиях возникают нередко ситуации, которые, как бы специально испытывают воспитателя на сдержанность, терпение, умение владеть собой. Нужно помнить: "Крик - это самый верный признак отсутствия культуры
человеческих отношений" (В. А. Сухомлинский).
3. Большое значение в общении с детьми имеет настроение. Воспитатель должен следить за своим настроением. Он обязан немедленно перестраивать своё грустное, подавленное настроение. В этом случае неплохо овладеть искусством перевоплощения, которым в совершенстве
владеют актёры.
4. Если педагог хочет сохранить уважение и любовь своих воспитанников, он не должен ни одним словом, взглядом, жестом, показывать свою расположенность или неприятие к кому-то из них. Надо относиться одинаково ко всем и к каждому в отдельности. Вместе с тем необходимо удовлетворять желание каждого ребёнка, чтобы его любили, чтобы он чувствовал, что его любят и любят несколько особенно.
5. Работая с детским коллективом, воспитатель должен знать индивидуальные особенности своих детей. Плохо, если педагог начнёт всех "причёсывать под одну гребёнку", "подгонять" индивидуальные свойства того или иного ребёнка под общую линию. Бережное отношение к личности ребёнка - это прежде всего признание его непохожести, особенностей проявления характера, воли, мышления, поступков, отличающих одного ребёнка от всех других в детском коллективе.
Педагогу надо считаться с индивидуальностью каждого ребёнка, а тем более ярко выраженной индивидуальностью.
6. Важным условием оптимизации общения с ребёнком является внимательность, проникновенность и неторопливость. Ребёнок хочет нам что-то сказать, а мы, взрослые, обременённые множеством дел, обычно бросаем обратившемуся к нам: "Погоди, некогда, потом!"
И помните: Личность может воспитать только личность.