Валентина Антонова
Консультация «Формирование позитивного общения у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37 «Солнышко» посёлка Гражданского муниципального образования
Выселковский район
«Формирование позитивного общения у дошкольников со взрослыми и сверстниками».
Подготовила:
воспитатель МБДОУ ДС № 37
Антонова В. С.
посёлок Гражданский
2023 год
Формирование позитивного общения у дошкольников со взрослыми и сверстниками
Публикация «Консультация „Формирование позитивного общения у дошкольников“» размещена в разделах
1 слайд- 2 слайд Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками; дети все меньше пользуются словом как средством общения; не могут поддержать и развить установившийся контакт; не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить, если к ним обращается кто – либо; не могут адекватно среагировать на проблемную ситуацию. А ведь уровень сформированности позитивного общения у дошкольников является одним из показателей готовности к школьному обучению и позитивной социальной адаптации.
3 слайд Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил. Примером общения для детей является педагог. Для педагога знание и соблюдение правил общения является одним из обязательных элементов его профессиональной культуры. Кроме того, что воспитанность и культура — это показатель личностной культуры педагога, это еще и его обязанность — в процессе воспитательной работы он должен передавать усвоенные знания и умения своим подопечным.
Основные нормы общения — вежливость, тактичность, чуткость, чувство меры, деликатность, умение слушать, скромность.
Хочу рассказать о том, как, именно, мы в детском саду ведем работу по формированию навыков позитивного общения у дошкольников.
У вдумчивого воспитателя, ищущего мотивы тех или иных детских поступков, тысяча почему. Почему в одном малыше уживаются ласковость к маме и жестокость к сверстникам? Почему другой в детском саду главный помощник и опора воспитателя, а дома родители не могут уговорить его выполнить элементарное?
Во многом поведение ребенка зависит от той социальной ситуацией, в которой он растет. Другими словами, на настроение и поступки ребенка большое влияние оказывает психологический климат, в котором он живет и общается.
Как же создать такую атмосферу, которая располагала бы детей к позитивному общению и активному взаимодействию?
Одна из главных заповедей, которая поможет воспитателю создать теплую семейную атмосферу, заключается в том, что
1. к детям необходимо обращаться по имени, исключив из обращения фамилии, а уж тем более прозвища.
2. к собственным высказываниям нужно относиться очень бережно, так как один и тот же смысл фразы может быть облечен в различную словесную форму. Примером тому могут служить родительские директивы (консультация «Влияние родительских установок на развитие детей).
3. Ласка и бережное отношение. Но в 5 лет, кроме установления душевного контакта, дети нуждаются еще и в серьезном отношении к своим умственным поискам. Кроме того, участие взрослого нужно им как дружеское, а не родительское. У каждого, даже самого балованного (с точки зрения взрослого) шалуна можно найти что-то ценное, отличающее его от других. У каждого ребенка в группе должна сложиться уверенность в том, что взрослый считает его хорошим, умным, что он — пример для других детей.
В моей работе по формированию позитивного общения у дошкольников положительную роль сыграло использование методики проведения «Утреннего круга».
В структура проведения «Утреннего круга» включаю:
1) Приветствие ( вариант: пожелания, комплименты, подарки). Общий круг предоставляет возможность увидеть всех, поприветствовать, поделиться радостью или разделить с друзьями огорчения.
2) Обмен новостями. Он позволяет слышать друг друга. В большой жизни ребенку предстоит понимать разных людей, стараться быть понимаемыми разными людьми. Так самым естественным образом формируются коммуникативные навыки, то, без чего нельзя успешно общаться и учиться: умение слушать и слышать, вести диалог, строить монолог, умение аргументировать свое суждение.
3) 4 слайд Игра. Ее основа – это веселая (забавная, смешная) и вместе с тем полезная деятельность, в результате чего приобретается навык совместного времяпрепровождения.
5 слайд В эту часть включались игры:
- направленные на формирование доброжелательного общения с окружающими, например: «Волшебные слова», «Пожалуйста», «Как Буратино стал вежливым».
- на формирование внимания к сверстнику («Зеркало», «Испорченный телефон», «Эхо»). В них дети должны повторить действия партнера. Подстраиваясь к другому, повторяя его действия, они учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонации своих сверстников.
- на согласование движений («Змея», «Танцуем вместе», «Медведи идут на охоту») Правила этих игр заданы таким образом, что для достижения цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них большого внимания к сверстникам, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения партнеров. Такая согласованность направляет внимание на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности;
- игры на вербальное выражение своего отношения к сверстнику, которое, по правилам, должно иметь исключительно положительный характер («Комплименты», «Скажи хорошее о друге», «Опиши друга»). Задача: научить видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстникам комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним;
- игры и упражнения из цикла «Я и мои эмоции» : «Покажи настроение», «Лица» - на листе бумаги дети рисуют лица с различными выражениями настроения; «Мимическая гимнастика» - дети хмурятся, как осенняя туча; пугаются, как заяц, увидевший волка, и т. д.
Ребята знакомились с «секретами общения». Например:
- Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же.
- Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя.
- Будь вежлив, и у тебя будет много друзей.
- Умей внимательно слушать другого, и ты сможешь узнать много нового.
- Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его.
Эффективным оказался и прием разыгрывания ситуаций. Детям предлагаю найти выход из реальной или предложенной конфликтной ситуации.
- Что мы делаем, когда дети подрались между собой? (наказываем, разбираемся кто прав, кто виноват).
- Что мы делаем, когда замечаем, что ребёнок жадничает (говорим тогда не приноси игрушку; и ты ему не давай, не играй с ним). А как же сформировать навык позитивного общения у ребёнка?
6 слайд – 7 слайд В отработке этих проблем мне помогают театрализованные игры.
С ребятами можно обыгрывать сценки. И не обязательно всех усадить (когда вы начнёте это делать, дети и так подтянутся к вам). Я использовала такие игровые ситуации: «Одна из кукол обиделась и ни с кем не хочет играть (остальные дети должны постараться уговорить её)», «Медведь и волк подрались из-за машинки», «Одна из белок задевает всех остальных, царапает, щиплет (остальные защищаются)» и т. д.
Проводятся ролевые игры (дети надевают маски и костюмы определенного героя, например:
• Представь себе, что ты Колобок. Что ты скажешь или сделаешь, чтобы лиса тебя не съела (учить договариваться)
• Представь, что ты доктор Айболит. Как ты будешь лечить зверушек (сострадание)
• Представь, что ты Емеля. Вот ты поймал щуку. Покажи, как ты её поймал. Что ты у неё попросишь?
• Представь, что ты русский богатырь. Что ты скажешь врагам, которые напали на твоих друзей? Что ты скажешь людям, которых защищаешь?
Такие упражнения формируют внимательное отношение детей друг к другу, дают возможность встать на точку зрения другого, почувствовать его переживания. Следует отметить, что дошкольники сами формулируют те правила, которые помогут им общаться, например, дружбы, вежливости, взаимоотношения в игре.
8 слайд Дошкольное детство – период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.
9 слайд – 10 слайд Сюжетно-ролевая игра предполагает подражание действительности в ее наиболее существенных чертах. Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно - побудительного плана, именно то, без чего, как известно, немыслимо общение. Общение и игра дошкольников очень тесно связаны, поэтому, формируя культуру общения, мы подготавливаем или совершенствуем игровую деятельность детей. А, организуя сюжетно-ролевую игру (предлагая детям новые сюжеты, роли, показывая, как можно играть, мы способствуем развитию их общения. Нередко общие игровые интересы сближают детей, служат началом дружбы. Детей объединяет в игре общая цель, общие интересы и переживания, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски. Содержание игры отражает отношение ребенка к окружающей его действительности. Можно наблюдать, как, играя в дочки-матери, одна «мама» будет постоянно кричать на своих детей поучать их, другая будет примерять наряды, третья – заниматься детьми, читать им сказки и т. д. Такими играми ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным, и какой стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания.
11 слайд Для налаживания диалогического общения использую настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры с правилами.
12 слайд Таким образом, в процессе работы по данной проблеме дети учатся вести беседу, сотрудничать в совместной деятельности; развилось умение определять свои эмоциональные состояния и окружающих, то есть появилась тенденция к повышению уровня позитивного общения у дошкольников.
А сейчас, я предлагаю нам с вами проиграть некоторые игры.
«Мое настроение»
- Координация речи с движением, обогащение глагольного словаря, развитие мимики, пантомимы.
Дети произносят фразы интонационно окрашенным голосом, изменяя выражение лица и позу.
Настроение мое каждый день меняется,
Потому что каждый день
Что – нибудь случается.
То я злюсь,
То улыбаюсь,
То грущу,
То удивляюсь,
То, бывает, испугаюсь,
То, бывает, посижу,
Помечтаю, помолчу.
2. «Комплименты»
- Развивать навыки общения ребенка со сверстниками, способствовать снижению уровня негативных эмоций детей.
Давайте скажем друг другу несколько добрых слов. Сидя в кругу, возьмитесь за руки. Глядя в глаза соседу, постарайтесь сказать ему добрые слова, за что – то его похвалить. Принимающий добрые слова должен кивнуть головой и сказать: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплименты своему соседу и так далее по кругу.