Зоя Арутюнян
Консультация по теме: «Почему дети ругаются?»
▼ Скачать + Заказать документы
Рано или поздно, обычно в лет пять или шесть, каждый ребенок приносит домой «изящные» выражения, шокирующие взрослых. Связано это, как правило, с тем, что малыш начинает проводить часть времени отдельно от семьи: в детском саду, в кружках и студиях, в гостях у приятелей, где активно усваивает все новое.
Родители часто спрашивают, нужно ли говорить сыну или дочери, «подхватившим» какое-либо нецензурное слово, что это - ругательство? А может лучше сделать вид, будто они не слышат- ребенок повторит раз другой новое слово, а потом и забудет его?.Но сказать стоит. Во- первых, нет никакой гарантии, что малыш забудет ругательства. Даже если они на какое- то время выпадут из лексикона ребенка, он может их вспомнить в самый неподходящий момент, и тогда случится конфуз. А во- вторых, как малыш узнает, что эти слова произносить нельзя? И если он узнает это не от вас, а от посторонних людей, то как вы будете выглядеть в его глазах? Ребенок же решит, что раз вы его не останавливали, значит, ничего не имеете против. Дети не вдаются в тонкости взрослой психологии.
Публикация «Консультация по теме: „Почему дети ругаются?“» размещена в разделах
Конечно, ребенка ругать не следует. Равно как и объяснять ему значение определенных слов. Это лишь привлечет его внимание к запретной теме. Разумнее спокойно сказать малышу, что хорошие дети таких слов не произносят, бранятся только хулиганы и глупые малыши, за что их, к стати, в приличные места не берут. Обычно ребенок понимает все с первого- второго раза, и инцидент бывает исчерпан.
Но случается и так, что малыш невзирая ни на что упорно продолжает ругаться. О чем свидетельствует такое поведение? Чаще всего это бывает проявлением демонстративности, когда ребенку хочется выделиться, противопоставить себя окружающим, показаться взрослее и независимее, чем он есть на самом деле. Такие дети рано начинают подражать плохим примерам. К ним как будто липнет все отрицательное.
Совладать с демонстративным ребенком нелегко, но вполне возможно. Принцип тут такой : с одной стороны, надо помогать ему нормально самоутвердиться, поскольку демонстративные люди на поверку оказываются очень неуверенными в себе. А с другой - резко отрицательно реагировать на его «выкрутасы», в частности на ругательства.
Демонстративные дети больше всего не любят, когда их не замечают (или им кажется, что их не замечают) Значит, если ребенок будет сквернословить, надо сначала его предупредить, но если это не возымеет действия, то следует лишить ребенка каких- либо благ, связанных с общением, например: прогулок, поездок, похода в гости, чтения на ночь, совместной игры. Дети, привыкшие к эффективности своих демонстраций, усваивают этот урок не сразу. Скорее всего потребуется несколько повторений. Главное не давать слабины и не идти на уступки. Помните, ваше благородство оценено не будет. Демонстративный ребенок просто сделает выводы, что в следующий раз надо еще немножко поднажать - и родные как миленькие, станут плясать под его дудку. Ну а самая «тяжелая артиллерия» - это бойкот. Если вы видите, что ребенок ругается вам на зло, прекратите с ним разговаривать (естественно,объяснив ему причину своего поведения). В жизни же часто получается наоборот. Ребенок говорит плохие слова, желая привлечь к себе внимание, а взрослые притворяются, будто не замечают его «перлов», и ведут себя с ним как ни в чем не бывало, тем самым еще больше его раззадоривая.
Необходимо четко определить ситуацию. Пусть ребенок поймет, что если он вежлив, то окружающие это ценят и стараются его порадовать. А то часто получается, что хорошее поведение демонстративного ребенка не бывает положительно подкреплено взрослыми, и тогда у него нет никакого стимула вести себя хорошо. Когда же ребенок ведет себя плохо, сквернословит, делает что- то назло, взрослые должны показать, что у них пропадает всякое желание иметь с ним дело. То есть два плюса - положительный и отрицательный- должны быть в этом случае разведены демонстративно- резко. Гораздо резче чем с детьми не отличающимися демонстративностью поведения.
Еще сложнее обстоит дело с возбудимыми и расторможенными детьми. Такие дети войдя в раж, уже не контролируют свои слова и поступки. Конечно их тоже следует учить сдерживаться, но надо иметь в виду, что зачастую они просто не могут сдержаться. Это не капризы, а болезнь. И педагогические приемы в данном случае необходимо сочетать с лечением у врача