Ирина Дымова
Консультация по развитию речи «Словарная работа в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация по развитию речи
В детском саду воспитатель формирует лексико-грамматический строй речи детей с помощью словарной работы, различных упражнений и игр. Дети осваивают лексику, которая поможет им общаться, удовлетворит их потребности, научит ориентироваться в окружающем мире, разовьет и усовершенствует разные виды деятельности.
Словарный запас ребенка зависит от условий его жизни, воспитания, от окружающей его действительности. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым людям, но и к детям: растет объем знаний, которые они должны освоить. Чем богаче словарный запас младшего дошкольника, тем легче ему обучаться, высказывать свои мысли и общаться со сверстниками и взрослыми, тем шире его возможности в познании окружающего мира.
Публикация «Консультация по развитию речи „Словарная работа в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Содержание словарной работы в детском саду
Словарная работа в детском саду расширяет активный словарь детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Расширять словарь дошкольников, знакомить их с окружающей действительностью и воспитывать правильное отношение к окружающему нужно одновременно. Слово – это основная лексическая единица, которая выражает понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав, морфологическую структуру. Все эти три характеристики слова нужно учитывать при проведении словарной работы в детском саду.
Какую лексику дошкольники усваивают в процессе словарной работы:
Бытовой словарь: названия частей тела, лица, названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений.
Природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных;
Обществоведческий словарь: слова – явления общественной жизни: труд людей, родная страна, армия, национальные праздники;
Эмоционально – оценочную лексику: слова эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный, качественная оценка предметов (хороший, плохой, прекрасный, образование синонимов (веселый – грустный, слова оценки явлений.
Слова, которые обозначают: время, пространство, количество; называют действия, состояния, признаки (цвет, форма, величина, вкус, называют свойства и качества, выражают видовые и родовые названия (фрукты – яблоко, груша, апельсин; обозначают отвлеченные, обобщенные понятия (добро, зло, красота)
Задачи словарной работы:
Задачи словарной работы зависят от возрастной группы детей. Например, в младшей и средней группах больше внимания уделяют задачам обогащения и уточнения словаря, а в старшем дошкольном возрасте на первый план выходят уточнение, активизация и обогащение словаря.
На современном этапе выделяют четыре основные задачи.
Задача 1. Обогатить словарь детей новыми словами. Дошкольники усваивают ранее неизвестные им слова, новые значения слов из своего лексикона. Обогащают словарь за счет общеупотребительной лексики: названий предметов, признаков и качеств, действий, процессов.
Задача 2. Закрепить и уточнить словарь. Дети не всегда связывают слово с представлением о предмете. Они часто не знают точного названия предметов. Необходимо углублять у детей понимание уже известных слов, наполнять их конкретным содержанием, соотносить с объектами реального мира, учить дошкольников пользоваться общеупотребительными словами.
Задача 3. Активизировать словарь дошкольников. Слова, которые дети усваивают, можно разделить на две категории: пассивный словарь (это слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет в речи) и активный словарь (это слова, которые ребенок, не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящем случае употребляет в речи).
В работе с детьми нужно добиваться, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Для этого ребенок закрепляет и воспроизводит слова в речи. Дети должны не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз. Тогда новые слова дети не только воспримут на слух, но и отработают в процессе говорения. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.
Задача 4. Устранить из речи детей нелитературные слова. К таким относятся диалектные, просторечные и жаргонные слова. Часто такие слова встречаются в речи детей, которые живут в условиях неблагополучной языковой среды.
Направления словарной работы
Воспитатель усложняет содержание словарной работы в разных возрастных группах в нескольких направлениях.
1. Детей постепенно знакомят с увеличивающимся кругом предметов и явлений;
2. Углубляют знания о предметах и явлениях окружающего мира;
3. Знакомят со словами, которые обозначают элементарные понятия, чтобы научить различать и обобщать предметы по существенным признакам.
Обращайте внимание детей на названия объектов, например: «Как называется это?» Обращайте внимание на само слово, например: «Что значит это слово?» Развивайте у детей желание узнавать, что означает слово, учите замечать незнакомые слова в чужой речи, развивайте ориентировку в сочетаемости слов. Учите детей объяснять слова и словосочетания.
В заключении, самое важное:
словарный запас ребенка зависит от условий его жизни, воспитания, от окружающей его действительности;
словарная работа в детском саду расширяет активный словарь детей за счет незнакомых или трудных для них слов;
воспитатель усложняет содержание словарной работы с детьми, отталкиваясь от их возраста.