Полина Жарова
Консультация по профилактике задержки речевого развития и речевого негативизма
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация по профилактике задержки речевого развития и речевого негативизма
Уважаемые родители! Факт, что дети с отклонениями в овладении речью должны получать квалифицированную помощь специалистов различного профиля (учителей-логопедов, врачей, психологов и др) неоспорим. Но даже если ребенок получает систематическую помощь специалистов, квалифицированная помощь со стороны семьи существенно дополнит комплекс коррекционных мероприятий. Активное включение семьи ребенка в коррекционно-развивающий и/или коррекционно-предупредительный процесс является одним из основных принципов логопедической работы, обеспечивая ее эффективность.
Публикация «Консультация по профилактике задержки речевого развития и речевого негативизма» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Как родителю общаться с ребенком, имеющим отклонения в овладении речью?
Если ваш ребенок не использует фразовую речь, произносит звуки только в определенных ситуациях, вам все равно следует правильно строить свою речь по отношению к нему и не пренебрегать речевым общением, поскольку именно ваша речь – это пример для подражания и ресурс для развития речи ребенка.
1. Мелодико-интонационные особенности речи взрослого, обращенной к ребенку с отклонениями в овладении речью.
Целесообразно использовать насыщенную эмоционально-волевыми интонациями побудительную форму речи: побудительные предложения стимулируют собеседника к активному действию (это может быть требование, приглашение, просьба, согласие, одобрение, запрещение, вопрос и т. п., такая форма общения стимулирует развитие понимания речи.
Речь, обращенная к ребенку должна быть эмоциональной, с вариабельными интонацией, тембром, громкостью, с четкой, периодически утрированной артикуляцией.
Важен глазной коммуникативный контакт, но не нужно насильно поворачивать лицо ребенка или кричать: «Посмотри на меня», необходимо, что бы ребенок смотрел на рот взрослого, а не в глаза; привлекать внимание к собственной речи можно также визуальными эффектами: накрасить губы яркой помадой, положить руки ребенка на свое лицо, если он не против.
В литературе имеются противоречивые мнения, касающиеся того, какой тон голоса воспринимается ребенком лучше: высокий или низкий. Поэкспериментируйте с высотой голоса, обратите внимание, в каком случае ребенок лучше воспринимает инструкции.
Также для развития слухового восприятия ребенка полезно, если иногда родители будут разговаривать с ребенком шепотом, играя, например, в разведчиков. Полезно чередовать «игру в поручения», давая инструкции то громкой, то шепотной речью.
2. Особенности содержания речи взрослого, обращенной к ребенку с отклонениями в овладении речью.
Взрослый может сопровождать речевым комментарием как собственные действия, за которым наблюдает ребенок, так и действия ребенка. Все режимные моменты и деятельность ребенка с отклонениями в овладении речью требуют пояснений, например: «Доброе утро, ты проснулся. Идем в ванную. Будем умываться» или «Слышишь? Это звук молотка. Соседи делают ремонт. Стучат».
Во время совместных поездок на машине, прогулок, походов в поликлинику краткими, четкими, но подчеркивающими различные интересные детали окружающей обстановки, предложениями рассказывайте ребенку о том, что вас окружает. Зачастую родители стесняются разговаривать с ребенком на улице о каких-либо «итак понятных» социальных явлениях и т. П., что, безусловно, ошибочно, и приводит к ограничению социального и речевого опыта ребенка.
Речевой комментарий не должен перегружать внимание ребенка, строго дозируйте речевой материал, направленный к ребенку. Пример: «Вот дерево (недлительная пауза). Высокое дерево (снова короткая пауза). Вон гнездо (снова пауза). Там птичка (снова пауза). Где птичка? Покажи! А вот низкое дерево. На нем нет птички. Тут есть птичка? Нет, нет птички». Для ребенка с нарушением понимания речи комментарий должен быть еще короче. Например, во время вечернего купания: «Вода. Вода течет. Утка. Пищит. Резиновая».
Речевой комментарий должен включать в себя части речи. Называйте не только предметы, но и действия. Например: «Это ключ. Железный. Сделан из железа, значит железный. Положи на руку. Холодный. Ключ открывает дверь. Ключ упал. Звенит».
Говорите о том, что актуально для ребенка в данный момент, желательно в тот момент, когда активна перцептивная (познание через ощущения) или предметно-практическая деятельность ребенка (например, ребенок помогает развесить выстиранное белье).
Оречевляйте чувства, эмоции свои и ребенка для развития эмоциональной лексики. Вы можете сказать в ответ на поведение ребенка, которое Вам не нравится «Я злюсь» или в ответ на нежелание общаться «Мне грустно, что я не могу поговорить с тобой».
Не используйте инвертированные словосочетания, метафоры и т. п. в общении с неговорящим ребенком. Стройте предложение по схеме «субъект + действие + объект», например: «собака бежит», «я мою посуду».
При построении диалога важно удлинять паузы после вопроса, давая ребенку возможность ответить. Если ребенок не дает реакции, можно ответить за него. Целесообразно использовать альтернативные вопросы (или-или, подсказывая тем самым ребенку ответ.
Не используйте разнообразный речевой материал к одинаковым ситуациям, действиям и предметам. Используйте одну и ту же речевую форму, но показывайте разные типы одного и того же явления или предмета. Например, на начальных этапах, и море, и река, и вода в бутылке, и лужа – будут обозначаться одним словом «вода». Или при обучении пониманию инструкций, Вы будете говорить одно слово «Дуй», но дуть ребенок будет на горящие свечи, перья, вату, воду в ванной, лепестки цветов и т. п.
3. Основные правила как не допустить речевой негативизм.
Недопустимость ультимативной формы общения с ребенком с отклонениями в овладении речью, мотивация к речевой деятельности может утрачиваться из-за словесных понуканий: «скажи», «повтори».
На начальных этапах всякая речевая реакция ребенка подхватывается, поощряется, допущенные ошибки не исправляются. Не требуйте от ребенка повторения сложных слов, не заставляйте несколько раз повторять ставшее доступным для ребенка слово.
Не следует удовлетворять все потребности ребенка, не дожидаясь какого-либо проявления просьбы, если предвосхищать все желания ребенка, не давая ему хотя бы криком, одним звуком выразить их, у него так и не появится стимул заговорить. Если ребенок выразил свои желания с помощью жестов или мимики, обязательно оречевляйте его сообщения
Помните самое главное правило: следите за активностью ребенка! Как только Вы видите его готовность повторить или сказать самому, поощряйте эту активность, а сами затихайте. Для того, чтобы ребенок говорил ему нужно обилие собственной речевой практики.