Ласкина Оксана Сергеевна
Консультация по оформлению уголка по ИЗО для группы среднего возраста
▼ Скачать
Консультация по оформлению уголка по ИЗО для группы среднего возраста.
Педагог учит детей видеть красоту окружающей жизни, передавать свои впечатления в рисунках. Особое внимание следует обращать на самостоятельное отношение дошкольников к выполнению заданий. В первую очередь нужно побуждать детей проявлять самостоятельность во всех случаях, где это возможно. Обязанность воспитателя - продумывать, где и в чем дети могут проявить самостоятельность, найти правильное соотношение между прямым обучением детей и воспитанием у них способности быть самостоятельными.
Публикация «Консультация по оформлению уголка по ИЗО для группы среднего возраста» размещена в разделах
На пятом году жизни ребенок усваивает много новых знаний и навыков, делает определенные успехи в развитии своего языка. Под влиянием обучения у детей появляются стремление к усвоению новых знаний и умений, интенсивно развивается воображение, восприятие, наблюдательность. Дети этого возраста хорошо понимают цель зрительного наблюдения, начинают выделять главное в объекте, могут в течение короткого времени наблюдать самостоятельно (но под руководством старших). Необходимо оформлять уголки в самих группах для того чтобы дети в процессе занятий изобразительной деятельностью формируются целостные образы моделей. Однако следует заметить, что формирование новых зрительных образов нуждается в постоянной помощи и руководства со стороны взрослых.
Согласно современному образовательному стандарту (ФГОС) оформление зоны ИЗО в группе должно отвечать следующим требования.
• Уголок располагается в хорошо освещённом (недалеко от окна) месте.
• Оборудование соответствует потребностям данного возраста. Ведь каждая возрастная категория своеобразна. Например, у младших дошкольников идёт процесс адаптации, поэтому воспитателю не нужно часто менять оформление. Внимание детей не должны отвлекать лишние детали. Кроме того, уголок изо должен способствовать развитию сенсорики малышей. В старшем же возрасте более важны условия для самовыражения.
• Материалы для творчества и эстетического развития (например, альбомы с картинками) должны находиться в свободном доступе дошкольников, чтобы они чувствовали себя «хозяевами» в группе.
• Высокая эстетичность. Хороший уголок привлекает детское внимание своим красивым оформлением. Ребята должны себя ощущать там комфортно, испытывать эстетическое наслаждение. Важное значение имеет именно «детский» дизайн — включение в оформление игровых персонажей (картинки и куклы, творческих работ воспитанников.
• Многофункциональность. Игровую среду можно видоизменять в зависимости от обучающей ситуации, объединять с другими зонами. Ведь группы — это не очень большие помещения, поэтому каждый метр нужно использовать рационально. Оборудование и материалы должны легко трансформироваться для создания новой игры. Например, с помощью уголка ИЗО можно организовать сюжетно-ролевую игру «В мастерской художника» (совмещение с уголком театрализации).
• Вариативность. Оснащение зоны периодически сменяется: добавляется новый материал для творчества, обновляются детские демонстрационные работы, элементы оформления. Кроме того, в уголке должны создаваться условия для индивидуальных (например, рисование, лепка, раскрашивание картинок) и коллективных занятий (рассматривание альбомов, дидактические игры).
• Безопасность и высокое качество материалов, используемых в создании зоны. Это касается и мебели, и средств для непосредственного оснащения уголка (например, ножницы и клей должны храниться в коробках с крышкой).
• Соблюдение гендерного принципа. Как известно, мальчики и девочки имеют свои предпочтения. Воспитатель должен учитывать этот момент при подборе материала в уголке ИЗО (в частности, предлагать раскраски с автомобилями, самолётами, роботами и принцессами, цветами, бабочками и пр.).
Требования к созданию и оформлению уголка ИЗО
Согласно современному образовательному стандарту (ФГОС) оформление зоны ИЗО в группе должно отвечать следующим требования.
1. Уголок располагается в хорошо освещённом (недалеко от окна) месте.
2. Оборудование соответствует потребностям данного возраста. Ведь каждая возрастная категория своеобразна. Например, у младших дошкольников идёт процесс адаптации, поэтому воспитателю не нужно часто менять оформление. Внимание детей не должны отвлекать лишние детали. Кроме того, уголок изо должен способствовать развитию сенсорики малышей. В старшем же возрасте более важны условия для самовыражения.
3. Материалы для творчества и эстетического развития (например, альбомы с картинками) должны находиться в свободном доступе дошкольников, чтобы они чувствовали себя «хозяевами» в группе.
4. Высокая эстетичность. Хороший уголок привлекает детское внимание своим красивым оформлением. Ребята должны себя ощущать там комфортно, испытывать эстетическое наслаждение. Важное значение имеет именно «детский» дизайн — включение в оформление игровых персонажей (картинки и куклы, творческих работ воспитанников.
5. Многофункциональность. Игровую среду можно видоизменять в зависимости от обучающей ситуации, объединять с другими зонами. Ведь группы — это не очень большие помещения, поэтому каждый метр нужно использовать рационально. Оборудование и материалы должны легко трансформироваться для создания новой игры. Например, с помощью уголка ИЗО можно организовать сюжетно-ролевую игру «В мастерской художника» (совмещение с уголком театрализации).
6. Вариативность. Оснащение зоны периодически сменяется: добавляется новый материал для творчества, обновляются детские демонстрационные работы, элементы оформления. Кроме того, в уголке должны создаваться условия для индивидуальных (например, рисование, лепка, раскрашивание картинок) и коллективных занятий (рассматривание альбомов, дидактические игры).
7. Безопасность и высокое качество материалов, используемых в создании зоны. Это касается и мебели, и средств для непосредственного оснащения уголка (например, ножницы и клей должны храниться в коробках с крышкой).
8. Соблюдение гендерного принципа. Как известно, мальчики и девочки имеют свои предпочтения. Воспитатель должен учитывать этот момент при подборе материала в уголке ИЗО (в частности, предлагать раскраски с автомобилями, самолётами, роботами и принцессами, цветами, бабочками и пр.).
Составляющие материалы для уголка
средней группы :
• Бумага белая, цветная, бархатная;
• Краска гуашь (6 цв, палитра;
• Стеки;
• Городецкие игрушки;
• Цветные карандаши в более расширенной гамме, восковые мелки;
• Альбомы, раскраски по декоративно-прикладному искусству -
• филимоновская, дымковская роспись;
• Образцы игрушек, вылепленные детьми и предметы народного промысла;
• Клей, ножницы с безопасными (закругленными) концами лезвий;
• Готовые формы предметов (птицы, животные, цветы, насекомые);
• Дидактические игры по декоративно-прикладному искусству на
• композиционные навыки;
• Сыпучий (крупы, сахар) и природный материал (засушенные листья,
• травы, лепестки цветов, семена и т. д.);
• Репродукции произведений живописи;
Предметы по нетрадиционному рисованию (поролон, свечи, ватные)
• палочки, зубные щётки, штампы, трубочки для коктейля и пр.);
• Схемы – алгоритмы рисования, изготовления поделок, лепки различных предметов
Важная часть организации центра изодеятельности — его эстетичное и оригинальное оформление. Именно здесь педагог может проявить всю свою фантазию и увлечённость профессией. Современная мебель для детских садов часто красива сама по себе и окрашена в красочные тона, но если шкафчик довольно простой, то воспитатель может преобразить его с помощью рисунка или яркой наклейки, например, весёлой гусеницы, тело которой окрашено во все цвета радуги. Наклеить можно любого популярного персонажа (Буратино, Незнайку, Кота Леопольда, а в руках он будет держать детские рисунки. Как один из вариантов это может быть солнышко с лучиками-карандашами. Оригинальный декор — изображение таинственного замка, в котором живут карандаши, а на его шпиле развеваются атласные ленточки. Изображение на стене можно периодические обновлять, например, в связи с изучением какой-то темы. Отличный вариант декора — детские работы в нетрадиционной технике, украшенный необычной рамочкой. Если зона ИЗО находится возле окна, то его также можно тематически украсить, например, объёмными разноцветными карандашами с антропоморфными чертами. Чтобы уголок ИЗО ещё больше привлекал дошкольников, можно красиво обыграть материал для творчества, например, оригинально оформить подставки для карандашей и фломастеров — в виде грузовой машины, гусеницы. А подставку для бумаги или папок с рисунками можно представить в виде кошки с поднятым вверх хвостом.
Основные виды деятельности в уголке ИЗО
• Первоначальная задача воспитателя — познакомить дошкольников с уголком ИЗО (конечно же, это делается в раннем дошкольном возрасте).
• Педагог рассказывает ребятам об устройстве этой зоны, её назначении.
• Приучает детей рассматривать картинки, репродукции картин, альбомы только в этом уголке (с ними не нужно ходить по группе). Брать эти вещи нужно только чистыми руками, их нельзя мять, использовать как игрушки, всегда класть на своё место после ознакомления.
• В соответствии с оснащением уголка ИЗО выделяется несколько направлений видов деятельности в этой зоне.
• Закрепление материала, полученного в ходе занятия. Например, воспитатель предлагает ребёнку, который не очень хорошо справился с заданием, сделать ещё одну поделку из пластилина или изобразить что-либо на бумаге. Другой вариант — малышу так понравилось творить на занятии, что он хочется нарисовать этот же объект ещё раз.
• Творческая деятельность (рисование, лепка, аппликация, создание поделок из бросового и природного материала) в свободное время. Такое занятие больше всего развивает детскую фантазию, воображение.
• Раскрашивание картинок. Такая работа развивает мелкую моторику (нужно следить, чтобы карандаш или фломастер не выходил за контур рисунка). Кроме того, можно проявить фантазию в выборе цвета.
• Дидактические игры. Многим ребятам нравится заниматься с настолько-печатными пособиями, например, собирать пазлы по теме ИЗО или подбирать подходящие по смыслу картинки. К тому же, это опять-таки развивает мелкую моторику.
• Рассматривание репродукций известных картин. Такая деятельность расширяет детский кругозор, помогает уяснить понятие жанра в живописи.