АЛЕСЯ ОСИПОВА
Консультация «Коммуникабельность педагогов и бесконфликтное общение с родителями воспитанников ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Коммуникабельность педагогов и бесконфликтное общение с родителями воспитанников ДОУ»
Цель: формирование умений, необходимых для разрешения разных жизненных ситуаций; развитие коммуникативных качеств и свойств личности; обучение адекватным способам выхода из конфликтных ситуаций.
Задачи:
1. Способствовать формированию у педагогов представления о конфликтах, путях и способах их разрешения.
2. Способствовать развитию представлений о технике эффективного общения.
Публикация «Консультация „Коммуникабельность педагогов и бесконфликтное общение с родителями воспитанников ДОУ“» размещена в разделах
3. Содействовать развитию конструктивных отношений через повышение психологической компетентности педагогов по вопросам предупреждения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций.
4. Создать условия для разработки моделей конструктивного взаимодействия в проблемных ситуациях.
Форма проведения: консультация для педагогического коллектива с элементами тренинговых упражнений.
Рекомендации по использованию материала:
План мероприятия:
1. Вводная часть: вступительное слово
2. Основная часть: практические упражнения, рекомендации педагогам, обсуждение.
3. Заключение: рефлексия, игровое упражнение, обсуждение.
Список источников:
1. «Содружество детей и взрослых: методический комплекс для детского сада»- М. :ТЦ Сфера,2013.
2. «Семейный и родительский клуб в детском саду»- М. :ТЦ Сфера,2012.
3. «Коммуникативная компетентность педагога ДОУ» - Волгоград:Учитель,2014.
4. «Детский сад и семья»- М. : УЦ «Перспектива»,2013.
5. «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов» - Волгоград:Учитель,2014.
6. «Тренинг педагогического общения» А. П. Панфилова. - М. :ИЦ «Академия»,2006.
Ход мероприятия:
Вводная часть.
Психолог:
Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня мы посвятим нашу встречу теме бесконфликтного общения с родителями воспитанников.
Как вы считаете, кому принадлежит ведущая роль в организации бесконфликтного общения педагога с родителями воспитанников?
Конечно воспитателю! Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Все это приводит нас к понятию «Профессиональная компетентность педагога в сфере бесконфликтного общения с родителями воспитанников»
Педагог, компетентный в сфере бесконфликтного общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно, должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Родителям не всегда хватает времени для общения с педагогами, есть и категории трудных родителей, которые часто ищут причину для создания конфликтной ситуации, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе. Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в бесконфликтном общении с родителями нужно постоянно работать.
Основная часть.
Предлагаю сейчас принять участие в практическом упражнении «Давление»
Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение (10 мин).
Психотехническое упражнение "Давление" Сейчас уважаемые коллеги давайте подвигаемся под музыку, как только музыка остановится, вы встаете в пару с тем, кто находится рядом с вами.
Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего - слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнёра по игре.
Скажите, в какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони? Возможно Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае.? Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, что бы между Вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).
Почувствовали ли Вы, на сколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства?
Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на родителей, мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами, и возможно даже пойдет на конфликт!
Психолог:
Сейчас мне бы хотелось понять с какими ситуациями конфликтного общения сталкивались вы в своей работе?
Игра: «Как поступить?»
Цель:
Инструкция: сейчас каждый из вас вспомнит конфликтную ситуацию «воспитатель -родитель»из практики работы и объявляет ее другим участникам. Задача участников проанализировать ситуацию и продумать пути ее решения.
Анализ игры: обсуждение.
Психолог:
Сейчас я предлагая Вам познакомиться с правилами эффективного бесконфликтного общения.
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того что бы расположить к себе человека необходимо применить "Правило трёх плюсов" :
1. Улыбка
2. Имя собеседника
3. Комплимент
Для того, что бы родители хотели доброжелательно с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться сними. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
Имя человека - самый сладостный и самый важный для него звук! Важно использовать имя отчество при приветствии! Зачастую, имя бывает решающей каплей, что бы дело в конфликтной ситуации обернулось в нашу пользу!
Так же в общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого (родителю его ребёнка). Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребёнка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребёнка.
Кроме этих приёмов существуют и другие приё мы установления хорошего контакта с собеседником:
1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует "сверлить" собеседника взглядом.
2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50см до 1,5м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь - благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им "ближе". Но нельзя переступать "границы" личного пространства собеседника!
3. Необходимо убрать барьеры, "увеличивающие" расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки и ноги.
5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряжённости в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
6. Использовать приём присоединения, т. е. найти общее "Я" : "Я сам такой же. ", "У меня тоже самое. " Как можно реже употреблять местоимение "Вы"("Вы сделайте то - то!", "Вы должны это. ") Чаще говорить "Мы все заинтересованы, что бы наши дети были здоровы, умели., знали.).
Психолог:
Сейчас немного остановимся на том, как же стоит вести беседу с родителями?
Как правильно вести бесед
1. Слушать внимательно и доверительно
2. Дайте собеседнику возможность выговориться
3. Выражайте вашу заинтересованность при помощи поддерживающих выражений («Я правильно поняла?», «Я ничего не перепутала?», «Вы считаете, что…» и т. д.)
4. Резюмируйте наиболее важные высказывани, Не прерывайте собеседника, Не противоречьте, Задавайте вопросы.
Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного бесконфликтного общения и взаимодействия с родителями.
Для того чтобы вам было удобнее пользоваться этими простыми правилами и приемами, для вас подготовлены памятки. Психолог раздает памятки.
Давайте попробуем на практике правило трех плюсов, о котором мы говорили ранее: «Улыбка», «Имя собеседника», «Комплимент».
Упражнение : “Комплимент”
Цель: развивать умение доброжелательно общаться с родителями.
Инструкция: сейчас мы попробуем использовать правило трех плюсов в общении с родителями. Ваша задача, сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей вашей группы. Лучший комплимент похвала успехов их ребенка.
А теперь попробуйте добавить доброжелательную улыбку и имя собеседника.
Скажите, в каком случае было приятнее общаться с педагогом : когда слышите комплимент или когда видите улыбку, слышите свое имя получаете комплимент от воспитателя об успехах вашего ребенка?
Конечно Вы правы, гораздо приятнее общаться с педагогом, который использует все три этих приема. Спасибо!
Заключение.
Рефлексия.
Сегодня мы с вами поговорили на тему бесконфликтного общения с родителями воспитанников. Мы научились видеть проблемы, научились их решать и конечно предотвращать проблемы конфликтного общения.
Все мы с вами разные и у нас разные методы и приемы общения с родителями. Мы стараемся каждый по - своему найти подход и к детям и к их родителям.
Сейчас я предлагаю Вам принять участие в итоговом упражнении «Конфета»
Цель: закрепление знаний о способах и методах бесконфликтного общения, распространение собственного опыта работы по теме консультации, высказывание эмоционального отношения к мероприятию.
Инструкция: Вы видите на блюде много разных конфет, они разной формы, цвета и размера. Так же кА и наше общение они абсолютно разные.
Выберите конфету которая вам нравится больше всего, которая больше всего похожа на вас. А затем расскажите краткую историю о том, каким вы видите дальнейшее общение с родителями воспитанников. Какие ваши цели и задачи на будущее в общении с родителями, что нового вы для себя открыли сегодня на встрече.
После обсуждения педагоги разворачивают конфеты, в которых находят комплимент и пожелание для себя.
Спасибо за работу! Успехов в общении!