АНАСТАСИЯ МУРАТОВА
Консультация педагога-психолога для воспитателей «Помощь ребенку в период адаптации»
▼ Скачать + Заказать документы
При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов – из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Чёткий режим дня, другой стиль общения, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение,- все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с другими детками, часто болеет и т. д.
Публикация «Консультация педагога-психолога для воспитателей „Помощь ребенку в период адаптации“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Характер адаптации зависит от нескольких факторов:
1. Возраста (труднее всего переносят изменения условий жизни)
2. Состояния здоровья и уровня развития ребёнка.
3. Биологического и социального анамнеза.
В детском саду попытки решения проблемы адаптации в основном сводятся к рекомендациям родителям максимально приблизить режим дня
ребёнка к режиму детского сада. Кроме того, у некоторых воспитателей сложились упрощённое представления об эмоциональных реакциях детей, впервые пришедших в детский сад. Они считают, что плач и капризы - результат избалованности и изнеженности в семье. В таких случаях процесс адаптации затягивается, у ребёнка формируется защитно-оборонительная реакция и, как следствие, негативное отношение к детскому саду.
Чтобы этого не произошло, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации :
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
2. Работа с родителями, которую желательно начать ещё до поступления ребёнка в детский сад.
3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребёнок – взрослый» и «ребёнок-ребёнок» и обязательно включающей игры и упражнения.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
Необходимо сформировать у ребёнка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую oчередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребёнок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдёт адаптация.
Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни- они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребёнку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Зрительно уменьшат помещение, сделают его более уютным красивые занавески на окнах, бордюр по верхнему краю стены.
Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небoльшой «домик», где ребенок может побыть один, поиграть или отдохнуть.
Желательно рядом с «домиком» разместить живой уголок. Растения и вообще зелёный цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.
Необходим в группе и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность двух-трёхлетних детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребёнка появилось желание заниматься в нём.
Дети младшего возраста ещё не владеют речью настoлько, чтобы выразить чётко свои чувства и эмоции. А некоторые, особенно первое время, просто боятся или стесняются это делать. Не выраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными,- никаких внешних причин для этого нет.
Изодеятельность для ребёнка даёт возможность выплеснуть на бумагу свои чувства, поэтому уголок изотвoрчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Внимательному воспитателю, цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как сейчас чувствует себя ребенок.
Умиротворяюще действуют на детей игры с песком и водой. Такие игры летом легко организовать на улице. В осеннее-зимнее время нужно иметь уголок песка и воды в помещении.
Для увлекательных игр используются ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки.
Как показывают наблюдения, пo мере привыкания к новым условиям у детей сначала восстанавливается аппетит, труднее и позже нормализуется сон.
Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребёнок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не даёт возможности расслабиться и уснуть.
Может использоваться любимая игрушка, с которой он ложится спать.
В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребёнка приёмы воспитания, даже если они противоречат устанoвленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т. п. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.
Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.
Ласковое обращение с ребёнком, периодическое пребывание ребенка на руках даёт ему чувство защищённости, помогает быстрее адаптироваться.
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребёнку хочется, чтобы мама всё время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе «семейный» альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома.