Виктория Новикова
Консультация педагога-психолога «Что должен знать и уметь дошкольник 3–4 лет к концу учебного года в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №9 «Алые паруса» г. Феодосии Республики Крым»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА –ПСИХОЛОГА НОВИКОВОЙ ВИКТОРИИ АНДРЕЕВНЫ
«ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ ДОШКОЛЬНИК 3-4 ЛЕТ К КОНЦУ УЧЕБНОГО ГОДА ПО ФГОС»
Работаем по ФГОС
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».
Публикация «Консультация педагога-психолога „Что должен знать и уметь дошкольник 3–4 лет к концу учебного года в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
ФГОС ДО утверждён 17 октября 2013 года Приказом №1155 Министерства образования и науки РФ
ФГОС ДО призван нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. В центре проекта стандарта находятся требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым.
ФГОС ДО не предусматривает проведение аттестации (оценивания) детей при освоении ими образовательных программ, а требования к результатам стандарта представлены в виде целевых ориентиров:
• инициативность и самостоятельность ребенка,
• уверенность в своих силах,
• положительное отношение к себе и другим,
• активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми,
• способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству,
• любознательность,
• способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений и др.
Образовательная область «Познавательное развитие»
ФЭМП (формирование элементарных математических навыков)
- Умеет различать предметы по величине, используя слова «большой», «маленький».
- Умеет видеть один и много предметов, используя слова «один», «много», «ни одного»
- Понимает вопрос «сколько»
- Умеет считать от 1 до 5
- Умеет пересчитывать предметы до 5
- Сравнивает группы предметов, используя приёмы наложения и приложения
- Сравнивает предметы по следующим признакам: большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий
- Узнаёт знакомые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник)
- Различает 4 цвета основного спектра (синий, красный, жёлтый, зелёный, знает чёрный и белый.
- Различает пространственные отношения: выше – ниже, сверху – снизу, слева – справа, ближе –дальше, впереди – сзади, между
- Ориентируется в частях суток: день -ночь, утро — вечер.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Знаком с обобщёнными способами исследования разных объектов окружающей жизни с помощью специально разработанных систем эталонов, перцептивных действий.
- Умеет выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету; знает, что одни предметы сделаны руками человека (посуда, мебель и др., другие созданы природой (камень, шишки).
Образовательная область «Познавательное развитие»
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ
- Знает предметы ближайшего окружения (игрушки, предметы домашнего обихода, виды транспорта, их функции и назначение.
- Имеет представления о свойствах (прочность, твёрдость, мягкость) материала (дерево, бумага, ткань, глина).
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ
- Знаком с театром через мини-спектакли, игры-драматизации по произведениям детской литературы.
- Сформирован интерес к малой родине и первичные представления о ней, знает название своей страны
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МИРОМ ПРИРОДЫ
- Сформированы представления о растениях и животных (домашние животные и их детёныши, дикие животные)
- Имеет представления о птицах, прилетающих на участок, о насекомых
- Умеет отличать и называть по внешнему виду: овощи, фрукты и ягоды
- Знаком с некоторыми растениями данной местности (одуванчик, шалфей и др.)
- Знаком с комнатными растениями (фикус, герань и др.)
- Знаком с характерными особенностями времён года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей, понимает последовательность времен года.
- Имеет представления о свойствах воды, песка, снега.
Образовательная область «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
- Обращается к воспитателю по имени и отчеству.
- Соблюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или после напоминания говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания».
- Имеет простейшие навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице.
- Умеет действовать совместно в подвижных играх и физических упражнениях, согласовывать движения. Готов соблюдать элементарные правила в совместных играх.
- Может общаться спокойно, без крика
- Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности; умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.
- Имеет первичные представления о себе: знает свое имя, возраст, пол. Имеет первичные гендерные представления (мужчины - смелые, сильные; женщины - нежные, заботливые).
- Называет членов своей семьи, их имена.
- Соблюдает простейшие навыки поведения во время еды, умывания (аккуратно моет лицо, руки; насухо вытирается после умывания, вешает полотенце на место, пользуется расчёской и носовым платком; умеет правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; не крошит хлебом, пережёвывает пищу с закрытым ртом, не разговаривает с полным ртом.)
- Способен самостоятельно выполнять элементарные поручения, преодолевать небольшие трудности.
- Проявляет желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке.
-Знаком с некоторыми профессиями (воспитатель, врач, продавец, повар, шофер, строитель).
-Знаком с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.); знаком с первичными представлениями о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого); знаком с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.).
Образовательная область «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
- Понимает речь взрослого
- Повторяет за взрослым звуки, слова и предложения
- Уметь отвечать на элементарные вопросы взрослого
- Общается со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.)
- Различает и называет существенные детали и части предметов (у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы, качества (цвет, форма, размер, особенности поверхности (гладкая, шероховатая, пушистая).
- Понимает обобщающие слова: одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п. ;
- Согласовывает прилагательные с существительными в роде, числе, падеже (зеленое яблоко); действия с предметами (девочка нарисовала, машина едет и пр.) употребляет существительные с предлогами (в, на, под, за, около)
- С помощью взрослого, используя фигурки, куклы, инсценирует отрывки из знакомых сказок
- Умеет читать наизусть небольшие стихотворения, рассказывать о содержании иллюстраций
- Знает и называет произведение, прослушав отрывок из него, с помощью взрослого пересказывает сказку
- Умеет говорить «спасибо», здороваться, прощаться
Образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Рисование
- Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.
- Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.
- Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками.
Лепка
- Умеет отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.
- Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.
Аппликация
- Создает изображения предметов из готовых фигур.
- Украшает заготовки из бумаги разной формы.
- Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; умеет аккуратно использовать материалы.
Конструктивно-модельная деятельность
- Знает, называет и правильно использует детали строительного материала.
- Умеет располагать кирпичики, пластины вертикально.
- Изменяет постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.
Музыкальная деятельность
- Слушает музыкальное произведение до конца.
- Узнает знакомые песни.
- Различает звуки по высоте (в пределах октавы).
- Замечает изменения в звучании (тихо — громко).
- Поет, не отставая и не опережая других.
- Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).
- Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.).
Образовательная область «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
- Сформированы представления о ценности здоровья; сформировано желание вести здоровый образ жизни
- Приучен к опрятности и в соблюдении навыков гигиены в повседневной жизни
- Умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление.
- Умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя.
- Умеет прыгать на одной ноге, удерживая равновесие, на двух ногах с продвижением вперед.
- Умеет перелезать через препятствие, подползать под препятствие.
- Умеет выполнять упражнения для рук. ног, туловища, махи, приседания, наклоны, вращательные движения.
- Сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы.
- Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места
- Может катать мяч в заданном направлении, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой.
- Уметь выполнять танцевальные движения, проявляя фантазию и импровизируя.