Папки-передвижки

Одаренные дети. Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми

Светлана Хохрякова
Одаренные дети. Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми
▼ Скачать + Заказать документы

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

Публикация «Одаренные дети, Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми» размещена в разделах

Наблюдения, свидетельствующие о том, что умственные возможности людей неравны, старо, как мир. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по меткому выражению Гегеля, не только научные теории, но и все предрассудки своего времени. И выдающиеся люди древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, сколь существенна разница между выдающимся творцом (гением) и простым смертным человеком. Также давно было замечено, что различия их часто проявляются уже в детстве.

Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи.

Следует помнить также, что как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого.

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым

Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.

Вторая особенность - познавательная непрекращающаяся активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного (дискурсивный - рассудочный; обоснованный предшествующими суждениями) мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.

В-третьих, большинству одаренных свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.

При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема: чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. Программы для одаренных должны отличаться от обычных учебных программ. Хотелось бы, чтобы обучение таких детей отвечало их главным потребностям. Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитывать учебные программы для них. К таким общим особенностям относятся следующие:

Способность быстро схватывать смысл принципов, понятий положений. Такая особенность требует широты материала для обобщения.

Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, и ей надо дать реализоваться в специальных учебных программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений.

Способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения. Целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного.

Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются специальные индивидуализированные программы обучения.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.

Среди педагогов и психологов существует, как минимум, две точки зрения на обучение одаренных. Согласно одной из них, для обучения одаренных детей необходимо создавать специальные классы и специальные образовательные учреждения. Согласно другой точке зрения, одаренные дети должны обучаться вместе со всеми детьми, иначе они не научатся жить среди «нормальных» людей, общаться и работать с ними.

Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в “своем” учителе. Неподготовленные педагоги часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные педагоги враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие педагоги часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.

Личность педагога является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с педагогом для одаренных детей. Наиболее существенным фактором успешности работы педагога является глобальная личностная характеристика -- система взглядов и убеждений, в которой большое значение имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.

По мнению некоторых исследователей, поведение педагога для одаренных детей, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность; способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности воспитанника.

Успешный педагог для одаренных -- прежде всего прекрасный специалист, глубоко знающий и любящий свою профессию. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным дошкольником.

Воспитателям можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями:

1) с помощью тренингов -- в достижении понимания самих себя и других;

2) предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;

3) тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.

В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми -- это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность.

К сожалению, еще очень мало сделано для детей, превосходящих свою возрастную норму в различных отношениях. Между тем, именно высоко одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, и транжирить таланты является непозволительной ошибкой для развития любого государства.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Степанов С. С. «Психологический словарь для родителей», М., 1996.

«Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н. С. Лейтеса, М., 1996.

Терасье Ж. К. «Сверходаренные дети», М., 1999.

Клименко В. В. «Психологические тесты таланта». Харьков 1996.

Попова Л. В. «Биографический метод в изучении подростков с разными видами одаренности», М., 1993.

Богоявленская Д. Б., Брушлинский А. В., Бабаева и др. «Рабочая концепция одаренности» под редакцией В. Д. Шадрикова, М., 1998.

Теплов Б. М. «Проблемы индивидуальных различий» - М, 1961,

Экземплярский В. М. «Проблема школ для одаренных», М., 1977.

Белова Е. С. «Одаренность малыша : раскрыть, понять, поддержать» - М; 1998 г.

«Дополнительное образование», № 10, 2001; №11, 2001г. г.

Доровской А. И. «100 советов по развитию одаренности детей» - М;1997 г.

Лейтес Н. С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва - Воронеж; 1997 г.

«Одаренный ребенок» /под ред. О. М. Дьяченко - М; 1997 г.

«Психология одаренности детей и подростков» /под ред. Н. С. Лейтеса - М; 2000 г.

«Психология одаренности детей и подростков»/под ред. Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтеса, Т. М. Марюгина - М; 2000 г.

«Психология одаренности : от теории к практике»/под ред. Д. В. Ушакова - М; 2000 г.

Савенков А. И. «Детская одаренность : развитие средствами искусства» - М; 1999 г.

Савенков А. И. «Одаренные дети в детском саду и школе» - М; 2000 г.

Хуторской А. В. «Развитие одаренности школьников : методика продуктивного обучения» - М; 2000 г.

Юркевич В. С. «Одаренный ребенок» - М; 1996 г.

«Словарь иностранных слов» - М. : «Русский язык», 1981.

Публикации по теме:

«Особенности работы с одаренными детьми в ДОУ.» Особенности работы с одарёнными детьми в условиях предшкольного образования В настоящее время проблемы раннего выявления и развития одарённых.

Консультация «Одаренные дети» Одаренные дети Одарённость - системное, саморазвивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком.

Особенности работы с одаренными детьми в процессе обучения английскому языку Особенности работы с одаренными детьми в процессе обучения английскому языку Обучение английскому языку требует от педагога постоянного.

Отчет по реализации дополнительной программы «Одаренные дети» 1 СЛАЙД Одаренные дети. Кто они? Как разглядеть детскую одаренность, развить и приумножить ее? Одаренный ребенок – это подарок педагогу.

Открытое интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Мы-одаренные дети из многодетных семей» (фотоотчёт)Открытое интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Мы-одаренные дети из многодетных семей» (фотоотчёт) Семья играет очень важную роль в жизни каждого ребенка. Именно семья учит его моральным, духовным ценностям, прививает определённый образ.

Практикум-семинар «Одаренные дети» Актуальность темы. Не так давно, самым важным в воспитании и обучении детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней.

Система работы с одаренными детьми в ДОУ «В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они при приложении к.

Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки»Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки» Система и методы работы с музыкально-одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки».В возрасте от трех до семи лет закладываются основы нравственного.

Современная модель организации педагогической деятельности с музыкально одаренными детьми в условиях ДОУ Развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры,.

Разработка и внедрение информационно — коммуникативных технологий в работе с одаренными детьми Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Одаренные дети. Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми
Опубликовано: 30 сентября 2016 в 12:26
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Одаренные дети. Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Хохрякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД