Получи документы

Оздоровление детей посредством искусства

Ирина Литвинова
Оздоровление детей посредством искусства
▼ Скачать + Заказать документы

ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИСКУССТВО.

Сила воздействия искусства на общее состояние и настроение человека, и его благотворное влияние на здоровье были замечены еще в глубокой древности. Египетские папирусы с записями, сделанными несколько тысячелетий назад, труды философов и медиков Древней Греции и Древнего Востока таят в себе свидетельства о первых попытках использовать оздоровительную силу искусства в лечебных целях.

Публикация «Оздоровление детей посредством искусства» размещена в разделах

В мифах Древней Греции имеются сведения о том, что солнцеликий бог Аполлон, предводитель муз, одинаково безупречно владел тайнами искусства и врачевания недугов. Этот дар он передал своему сыну Асклепию. В храмах, посвященных этим богам-врачевателям, в залах, где происходило исцеление людей, находились сауны, а также площадки для театральных и музыкальных представлений. Следовательно, сама архитектура, изобразительное искусство, театр и музыка призваны были способствовать укреплению здоровья людей и совершенствованию их духовных и физических сил.

Подобно музыке, хореографии, театру, лечебным эффектом обладает изобразительное и прикладное искусство (рисунок, графика, живопись, скульптура и др.). В настоящее время лечение искусством называется эстетотерапией. В 60-е гг. ХХ в. на Украине стало вводиться лечение изобразительным искусством. Одно из самых мощных изобразительных средств, используемых изобразительным искусством, - это краски, передающие все многообразие цветов, которыми пленяет наш взор природа. Еще великий поэт И. В. Гете (18 – 19 вв.) в своей работе «Очерк учения о цвете» Описал воздействие различных цветов на психоэмоциональный фон человека. В настоящее время психологами разработаны специальные методики (Лешера и др., посредством которых не только осуществляют лечение цветом, но и проводят диагностику психоэмоционального состояния детей.

Достоинством всех методов лечения искусством является то, что они лояльны по отношению к ребенку, не травмируют его психику (например, с первых шагов в больнице – это белый халат, медицинский инструментарий и незнакомая аппаратура). Наряду с этим лечение искусством, как показала практика, чрезвычайно эффективно и в финансовом плане малозатратно. Но, с уверенностью можно сказать, что такое лечение в наших клиниках и больницах практически не применяется. Исключение из общего правила составляют некоторые реабилитационные центры и санатории, где работают врачи и педагоги-новаторы.

Зная основы искусства, нужно знать приемы и методы арттерапии, т. е. способы оздоровления детей посредством искусства.

Сочетание на занятиях методов арттерапии с игровыми моментами и имаготерапией (лечение театром) является наиболее оптимальным вариантом в коррекционной работе с детьми.

При этом каждый педагог должен учитывать, что в данной работе лежит целая система побуждений ребенка:

- стремление субъекта выразить свои чувства, переживания во внешней действенной форме;

- потребность вступить в коммуникацию с другими детьми, используя продукты своей деятельности;

- потребность понять и разобраться в том, что происходит в себе;

- стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструировании мира, а виде рисунков, сказок, историй, различных поделок и т. д.

При использовании арттерапии необходимо учитывать возраст ребенка. Поскольку в возрасте от 3 до 5 лет дети еще только овладевают способами изобразительного искусства, а символическая деятельность у них находится в начале своего развития, применение арттерапевтических методов оказывается недостаточно эффективным. Здесь должны преобладать игровые методы коррекционной работы, а изобразительное и другие виды искусства органически включатся в контекст игровых заданий.

Используя арттерапевтические методы в художественно-прикладной деятельности, нужно иметь в виду, что каждый изобразительный материал задает определенный диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует ребенка к определенным видам активности. Подбирая изобразительный материал к каждой НОД в соответствии с ее задачами и индивидуально-психологическими особенностями детей, педагог может в какой-то мере управлять активностью ребенка. Например, при организации НОД рисуночной терапии, лепкой и т. д. с гиперактивными и расторможенными детьми, особенно с детьми с проявлениями агрессивности в поведении, не рекомендуется использовать такие материалы, как краски, глину, пластилин, вязальные крючки, иглы и др. Эти материалы стимулируют неконструктивную, ненаправленную активность ребенка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание и пр., которая легко может перейти в агрессивное поведение, а также к травматизму ребенка. Более уместно предложить таким детям листы бумаги, карандаши, фломастеры, т. е. изобразительные материалы, требующие от них организации и структурирования своей деятельности, тонкой сенсомоторной координации и контроля за выполнением действия.

Вместе с тем нужно знать, что карандаши у гиперактивных детей будут ломаться от слишком сильного нажима, бумага может рваться и т. д. Поэтому для таких детей нужно предусмотреть специальные игры и упражнения, позволяющие им эмоционально отреагировать и снять излишнюю напряженность.

Включение в саму НОД (или в переменах) физкультурных пауз является обязательным.

Детям, эмоционально «зажатым», с высокой тревожностью, более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикрепленные на стенах или на мольберте, глину, пластилин, рисование мелом. В это время может звучать соответствующая музыка для активации психоэмоционального фона.

Е. Крамер определяет следующую последовательность в становлении личности ребенка во время проведения коррекционных мероприятий:

- деструктивное поведение с потерей ребенком контроля за своими действиями (рвет бумагу, бросает карандаши, разбрасывает краски, ломает карандаши и т. д.);

- стереотипное воспроизведение одних и тех же рисунков, предметов и действий;

- создание графических пиктограмм, рисунков, предметов, не отражающих в полной мере создаваемого образа;

- создание художественных образцов, в полной мере отражающих его содержания.

Успешность арттерапии можно оценить по применении ребенком цветовой гаммы. Цвета в художественно-прикладной деятельности необходимо рассматривать как психофизиологический фактор. Различные цвета по-разному влияют на психоэмоциональный фон ребенка.

Педагогу необходимо знать, что голубой, салатный, зеленый, желтый и розовый цвета благоприятно влияют на психоэмоционвльное состояние детей.

В том случае, если ребенок использует эти цвета в своем художественном творчестве или начинает отдавать им предпочтение перед темными тонами (коричневым, черным, следует говорить о восстановлении психосферы и правильно выбранном методе арттерапии.

Наряду с этим занятие прикладной деятельностью способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, координации движений, их точности и целенаправленности вследствие установления баланса в коре головного мозга между процессами возбуждения и торможения.

У детей исчезает резкость, угловатость движений. Вместе с тем известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук способствует развитию интеллекта и речевой активности. Поэтому очень опасно переутомление нервных центров мелкой моторики, особенно у детей дошкольного возраста, которым через 15-20 мин. письма, рисования, занятия музыкой и т. д. необходимо делать перерыв и вводить в образовательную деятельность элементы здоровьесберегающей педагогики (упражнения для пальцев рук, сохранения осанки, зрения и т. д.).

Публикации по теме:

Консультация «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста через ознакомление с цветом» 1. Цели и задачи раздела Цель: формирование представлений об основных свойствах и качествах предметов Задачи: Образовательная: побуждать.

Оздоровление детей через музыку, движение, речь «Оздоровление детей через музыку, движение, речь» Человек- высшее творение природы. Но для того, чтобы насладиться ее сокровищами он должен.

Оздоровление детей в летний периодОздоровление детей в летний период http://bigila-shkola.moy.su/raisa/Svetlana/v_strane_zdorovjachkov.ppt]http://bigila-shkola.moy.su/raisa/Svetlana/v_strane_zdorovjachkov.ppt(моя.

Консультация «Искусство быть родителем» Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависит от мира на Земле, от семьи, от родителей,.

Консультация для родителей «Искусство хвалить детей» Ребенку живется труднее, чем взрослому. Его постоянно оценивают, чтобы он не сделал: хорошо - хороший мальчик, плохо - плохой мальчик. Примерим.

Консультация «Культура речи педагога, или Искусство говорить с детьми» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 общеразвивающего вида городского округа город Нефтекамск Республики.

Оздоровление детей в игровой деятельности (из опыта работы) Как отметил Януш Корчак «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье… НЕТ. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется.

Консультация «Развитие познавательных способностей у детей с ОНР через организацию экспериментальной деятельности» Развитие познавательных способностей у детей с ОНР через организацию экспериментальной деятельности. Сообщение подготовила воспитатель логопедической.

Консультация «Развитие речи детей с помощью скороговорок» Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Основной причиной.

«Народное искусство России. Искусство родного края». Неделя патриотического воспитания Задачи. Формирование патриотических чувств. Расширить представление детей о достопримечательностях родного края, воспитывать бережное отношение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оздоровление детей посредством искусства
Опубликовано: 5 февраля 2016 в 11:10
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Оздоровление детей посредством искусства» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Литвинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД