Ирина Литвинова
Оздоровление детей посредством искусства
▼ Скачать + Заказать документы
ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИСКУССТВО.
Сила воздействия искусства на общее состояние и настроение человека, и его благотворное влияние на здоровье были замечены еще в глубокой древности. Египетские папирусы с записями, сделанными несколько тысячелетий назад, труды философов и медиков Древней Греции и Древнего Востока таят в себе свидетельства о первых попытках использовать оздоровительную силу искусства в лечебных целях.
Публикация «Оздоровление детей посредством искусства» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
В мифах Древней Греции имеются сведения о том, что солнцеликий бог Аполлон, предводитель муз, одинаково безупречно владел тайнами искусства и врачевания недугов. Этот дар он передал своему сыну Асклепию. В храмах, посвященных этим богам-врачевателям, в залах, где происходило исцеление людей, находились сауны, а также площадки для театральных и музыкальных представлений. Следовательно, сама архитектура, изобразительное искусство, театр и музыка призваны были способствовать укреплению здоровья людей и совершенствованию их духовных и физических сил.
Подобно музыке, хореографии, театру, лечебным эффектом обладает изобразительное и прикладное искусство (рисунок, графика, живопись, скульптура и др.). В настоящее время лечение искусством называется эстетотерапией. В 60-е гг. ХХ в. на Украине стало вводиться лечение изобразительным искусством. Одно из самых мощных изобразительных средств, используемых изобразительным искусством, - это краски, передающие все многообразие цветов, которыми пленяет наш взор природа. Еще великий поэт И. В. Гете (18 – 19 вв.) в своей работе «Очерк учения о цвете» Описал воздействие различных цветов на психоэмоциональный фон человека. В настоящее время психологами разработаны специальные методики (Лешера и др., посредством которых не только осуществляют лечение цветом, но и проводят диагностику психоэмоционального состояния детей.
Достоинством всех методов лечения искусством является то, что они лояльны по отношению к ребенку, не травмируют его психику (например, с первых шагов в больнице – это белый халат, медицинский инструментарий и незнакомая аппаратура). Наряду с этим лечение искусством, как показала практика, чрезвычайно эффективно и в финансовом плане малозатратно. Но, с уверенностью можно сказать, что такое лечение в наших клиниках и больницах практически не применяется. Исключение из общего правила составляют некоторые реабилитационные центры и санатории, где работают врачи и педагоги-новаторы.
Зная основы искусства, нужно знать приемы и методы арттерапии, т. е. способы оздоровления детей посредством искусства.
Сочетание на занятиях методов арттерапии с игровыми моментами и имаготерапией (лечение театром) является наиболее оптимальным вариантом в коррекционной работе с детьми.
При этом каждый педагог должен учитывать, что в данной работе лежит целая система побуждений ребенка:
- стремление субъекта выразить свои чувства, переживания во внешней действенной форме;
- потребность вступить в коммуникацию с другими детьми, используя продукты своей деятельности;
- потребность понять и разобраться в том, что происходит в себе;
- стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструировании мира, а виде рисунков, сказок, историй, различных поделок и т. д.
При использовании арттерапии необходимо учитывать возраст ребенка. Поскольку в возрасте от 3 до 5 лет дети еще только овладевают способами изобразительного искусства, а символическая деятельность у них находится в начале своего развития, применение арттерапевтических методов оказывается недостаточно эффективным. Здесь должны преобладать игровые методы коррекционной работы, а изобразительное и другие виды искусства органически включатся в контекст игровых заданий.
Используя арттерапевтические методы в художественно-прикладной деятельности, нужно иметь в виду, что каждый изобразительный материал задает определенный диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует ребенка к определенным видам активности. Подбирая изобразительный материал к каждой НОД в соответствии с ее задачами и индивидуально-психологическими особенностями детей, педагог может в какой-то мере управлять активностью ребенка. Например, при организации НОД рисуночной терапии, лепкой и т. д. с гиперактивными и расторможенными детьми, особенно с детьми с проявлениями агрессивности в поведении, не рекомендуется использовать такие материалы, как краски, глину, пластилин, вязальные крючки, иглы и др. Эти материалы стимулируют неконструктивную, ненаправленную активность ребенка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание и пр., которая легко может перейти в агрессивное поведение, а также к травматизму ребенка. Более уместно предложить таким детям листы бумаги, карандаши, фломастеры, т. е. изобразительные материалы, требующие от них организации и структурирования своей деятельности, тонкой сенсомоторной координации и контроля за выполнением действия.
Вместе с тем нужно знать, что карандаши у гиперактивных детей будут ломаться от слишком сильного нажима, бумага может рваться и т. д. Поэтому для таких детей нужно предусмотреть специальные игры и упражнения, позволяющие им эмоционально отреагировать и снять излишнюю напряженность.
Включение в саму НОД (или в переменах) физкультурных пауз является обязательным.
Детям, эмоционально «зажатым», с высокой тревожностью, более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикрепленные на стенах или на мольберте, глину, пластилин, рисование мелом. В это время может звучать соответствующая музыка для активации психоэмоционального фона.
Е. Крамер определяет следующую последовательность в становлении личности ребенка во время проведения коррекционных мероприятий:
- деструктивное поведение с потерей ребенком контроля за своими действиями (рвет бумагу, бросает карандаши, разбрасывает краски, ломает карандаши и т. д.);
- стереотипное воспроизведение одних и тех же рисунков, предметов и действий;
- создание графических пиктограмм, рисунков, предметов, не отражающих в полной мере создаваемого образа;
- создание художественных образцов, в полной мере отражающих его содержания.
Успешность арттерапии можно оценить по применении ребенком цветовой гаммы. Цвета в художественно-прикладной деятельности необходимо рассматривать как психофизиологический фактор. Различные цвета по-разному влияют на психоэмоциональный фон ребенка.
Педагогу необходимо знать, что голубой, салатный, зеленый, желтый и розовый цвета благоприятно влияют на психоэмоционвльное состояние детей.
В том случае, если ребенок использует эти цвета в своем художественном творчестве или начинает отдавать им предпочтение перед темными тонами (коричневым, черным, следует говорить о восстановлении психосферы и правильно выбранном методе арттерапии.
Наряду с этим занятие прикладной деятельностью способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, координации движений, их точности и целенаправленности вследствие установления баланса в коре головного мозга между процессами возбуждения и торможения.
У детей исчезает резкость, угловатость движений. Вместе с тем известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук способствует развитию интеллекта и речевой активности. Поэтому очень опасно переутомление нервных центров мелкой моторики, особенно у детей дошкольного возраста, которым через 15-20 мин. письма, рисования, занятия музыкой и т. д. необходимо делать перерыв и вводить в образовательную деятельность элементы здоровьесберегающей педагогики (упражнения для пальцев рук, сохранения осанки, зрения и т. д.).