Лика Бердюгина
Консультация «Особенности речевого развития в первые годы жизни ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности речевого развития в первые годы жизни ребёнка
Дар слова -важнейший дар, дающий возможность постигнуть радость познания и общения. К. Паустовкий писал «Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом :и звучание музыки, и … блеск красок и шум садов, и сказочность сновидений и тяжёлое громыхание грозы,и детский лепет, и заунывный ропот прибоя,и скорбь утраты, и ликование победы, но к сожалению, не каждому дано освоить это богатство сполна. Если в арсенале А. С. Пушкина была 21 тыс. слов,то многие наши современники обходятся несколькими тысячами, а то и куда меньшим количеством слов,что является показателем уровня мышления,культуры общения.
Публикация «Консультация „Особенности речевого развития в первые годы жизни ребёнка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Речь человека обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни,но самым важным периодом её развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций, письма,чтения.
Первые годы жизни ребёнка имеют решающие значение для дальнейшего развития его языка. Многие из причин, обуславливающих задержку в этом развитии, и дефекты речи детей более старшего возраста кроются часто в условиях их жизни на этом раннем этапе.
С момента рождения ребёнок, общаясь с окружающими, развивает все свои силы и способности. Проявления развития ребёнка особенно ярки в области языка. Лёгкость и быстрота
С которыми ребёнок при благоприятной педагогической обстановки овладевает речью, поистине изумительны.
При благоприятных условиях воспитания усвоения звуковой системы языка происходит к четырём годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной стороны речи,умение передавать интонации вопроса,просьбы,восклицания)
Ребёнок накапливает определенной запас слов,который содержит все части речи. Превалирующие место в словаре занимают глаголы и существительные,обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения,их действия и состояние,однако начинается активное употребление прилагательных и местоимений.
У ребенка активно формируются обобщающие функции слов. Через слово ребёнок овладевает основными грамматическими формами: в его речи появляются множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных,уменьшительно-ласкательные суффиксы,формы настоящего и прошедшего времени глаголов,формы повелительного наклонения. Начинают развиваться и сложные формы предложений состоящих из главных и придаточных, в речи детей получают отражение причинные,целевые и другие связи,выраженные через союзы.
Дети осваивают навыки разговорной речи,излагают свои мысли простыми и сложными предложениями и подходят к составлению связных высказываний описательно и повествовательного типов. Однако в речи детей четвертого года жизни отличаются и другие особенности.
В этом возрасте дошкольники неверно произносят (или совсем не произносят)шипящие (ж,ш,ч,щ,сонорные (р,л,м) звуки,некоторые звуки пропускают, требует совершенствования интонационная сторона речи,необходима работа над развитием артикуляционного аппарата ребёнка и над формированием таких элементов звуковой культуры,как темп,дикция, силы голоса.
Овладение основными грамматическими формами также имеет свои особенности. Далеко не все умеют согласовывать слова в роде,числе и падеже. В процессе построения простых распространенных предложений дети опускают отдельные члены предложений. Очень ярко выступает и проблема детских новообразований,которые порождаются словообразовательной системой родного языка. Стремление к созданию новых слов диктуется ребёнку творческим освоением богатств родного языка. Эти и другие особенности речевого развития детей четвертого года жизни определяют содержании работы по всем основным задачам.
Основные задачи
Формирование словаря.
На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды,обуви,посуды,мебели,видов транспорта.
Учить различать и называть существительные детали и части предметов (у платья-рукава,карманы,пуговицы)качества (цвет и его оттенки,форма,размер,особенности поверхности (гладкая,пушистая,шероховатая,некоторые материалы и их свойства,местоположение (за окном,высоко,далеко,под шкафом) .Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка-блюдце,стол-табурет-скамеечка).Основная единица языка-слово,и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребёнка. Вместе с тем познавательное развитие,формирование понятийного мышления немыслимо без усвоения новых слов.
Человеку присущ познавательный инстинкт0врожденная любознательность, «инстинкт достижения».Его побуждает к действию не нужда в чём-либо,не недостаток,а стремление к новому переживанию- к овладению,к достижению. Л. И. Божович высказала интересную мысль,что начиная с младенческого возраста у человека появляется инстинктивная потребность познания,потребность новых впечатлений; это потребность ненасыщаема,поэтому она стимулирует и определяет внутренние содержание процесса психического развития. Познавательная деятельность- это его естественное состояние. Знакомство человека с миром начинается с тог,что он видит,что его окружает. Узнает (осознает) все это ребёнок тогда0когда называет словом Словарь
У детей трёх лет непрерывно идёт процесс увеличения словаря как активного так и пассивного,если в два года словарный запас составляет 250-300 слов,то в три года он имеет как правило,800-1000 слов.
У детей трёх наблюдаются неправильности в произношении ряда слов,особенно длинных и малознакомых :сокращения слов («сипед» - велосипед, «атабиль»-автомобиль); перестановки с слове слогов («замукальные»- музыкальные) ; перестановка в слове звуков («певрый»-первый) : пропуски в слове звуков («босой мальчик»-большой мальчик, «девича»- девочка). Иногда дети чтобы избежать стечение согласных звуков,выводят дополнительные гласные, которые постепенно исчезают («карабель»-карабль, «не зинаю»- не знаю).
Необходимо постепенно увеличивать пассивный и активный словарь ребёнка, а так же приучать детей правильно произносить слова,имеющие в их активном словаре.
Грамматический строй
Трёхлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из трёх-четырёх).Фраза постепенно удлиняется и усложняется. В этом возрасте можно отметить некоторые несовершенства фразовой речи: порядок слов в предложении не всегда правилен («я хочу нет»- я не хочу,иногда искажается род имён существительных («один колёс»- одно колесо) ,даются неправильные падежные окончания («у меня много подругов»- у меня много подруг).
Во второй младшей группе необходимо учить детей задавать вопросы,а так же отвечать на вопросы воспитателя,пользоваться грамматическими правильными формами слов.
Звукопроизношение. Для произношения звуков детьми второй младшей группы характерны некоторые искажения :
1 согласные произносятся смягченно («лёзецка» – ложечка)
2 свистящие звуки с,з,ц. А) произносятся недостаточно чётко Б)пропускаются («обака»-собака, «амок»-замок, В) c заменяется ф («фабака»-собака,з-в(«вамок»-замок,ц-ф («фыплёнок»-цыплёнок) Г) С заменяется Т («тобака»-собака) : з-д («дамок»-замок,ц-т («тветок»-цветок).
3 шипящие звуки ж,ч,щ А) Произносятся недостаточно чётко Б)пропускаются («апка»-шапка, «ук»-жук) В) ш заменяется с и ф («сапка», «фапка»-шапка) : ж-з или в («зук», «вук» - жук, ч-ц, или ть («оцки», «отьки»-очки);щ-ч-сь,или ть («сетка», «тётка» - щётка)
4 звуки л и р А)пропускаются («ампа»-лампа, «ука»-рука); Б)заменяются звуком ль («лямпа» - лампа, «люка»-рука); В)заменяются й («ямпа»-лампа, «юкка»-рука)
У большинства детей трёх лет встречаются физиологические,а не патологические недостатки звукопроизношения,которые носят непостоянный,временный характер. Они обусловлены тем,что у ребёнка трех лет ещё несовершенно функционируют слуховой и речевой аппараты.
Звукопроизношение формируется у детей в основном в дошкольном возрасте. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка полностью должно быть законченно в детском саду. А так как звук является смысловой единицей лишь в слове,то вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения неразрывно связанна с систематической, целеноправленной работой по развитию речи.
Связная речь
Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов,картин,иллюстраций; наблюдений за живыми объектами,строительством ;после просмотров спектаклей,мультфильмов обучать умению вести диалог с педагогом; слушать и понимать заданный вопрос,понятно отвечать на него, говорить не перебивая говорящего взрослого.
Формировать потребность делиться своими впечатлениями со знакомыми, взрослыми. Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо» ,«здравствуйте», «спокойной ночи».
Побуждать доброжелательно общаться друг с другом. Побуждать участвовать в драматизации хорошо знакомых сказок.
Чем богаче и правильнее речь ребёнка,тем легче ему высказывать свои мысли,тем шире его возможности познать действительность ;полноценнее будут его взаимоотношения с детьми и взрослыми,его поведение,а следовательно и его личность в целом.
Любое нарушение в той или иной степени может отразиться а деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие (заикающиеся, не выговаривающие многих звуков,начиная осознавать свой недостаток,становятся молчаливыми,застенчивыми,нерешительными ;если же их не понимают,то они раздражаются,замыкаются в себе,
При обучении ребёнка в школе недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность в своих силах.