Светлана Цыганкова
Условия и особенности речевого развития детей в группах «Мать и дитя» в сооответствии с ФГОС
▼ Скачать
Одна из проблем, с которой сталкиваются и родители, и педагоги при поступлении ребенка в дошкольное учреждение,- его адаптация в новой среде. Особенно остро проблема эта стоит в группах раннего и младшего дошкольного возраста. Начиная посещать детский сад, ребенок вынужден ломать свои ранее сформированные стереотипы и, помимо иммунной и физиологической ломки, преодолевать психологическую преграду. Стресс может вызвать у малыша защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, ухода в себя и др. чтобы избежать всего этого, необходимо сделать переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение по возможности более плавным. Посещая группу «Мать и дитя» мы стараемся решить эту проблему.
Публикация «Условия и особенности речевого развития детей в группах „Мать и дитя“ в сооответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2017
Известно, что с детьми раннего возраста можно проводить организованную обучающую деятельность длительностью не более 10-15 минут, но приходить на такие кратковременные занятия родителям не представляется целесообразным. Чтобы увеличить время занятий до 30 минут, сохранив при этом внимание детей и не перевозбуждая их нервную систему, мы разрабатываем конспекты комплексных и интегрированных игровых занятий. Каждое занятие содержит несколько различных видов деятельности. Частая смена деятельности помогает сохранять внимание детей на протяжении всего занятия и снимает утомляемость. Для более высокой продуктивности проведения учебной деятельности активное участие принимают родители. Все игры, упражнения, включенные в одно занятие, объединены одним сюжетом, что делает переход от одной части к другой плавным и тематически логичным.
В Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования заложен чёткий принцип организации образовательного процесса, в основе которого лежит игра.
Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребёнка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития. В игре все стороны личности ребёнка формируются в единстве и взаимодействии.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, таким образом, осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
Учитывая современные подходы и требования к образовательному процессу, необходимо создавать условия для игры в дошкольном образовательном учреждении таким образом, чтобы она способствовала формированию у ребёнка любознательности, инициативности, воображения, мышления, стимулировала к развитию речевой активности.
Занимаясь в группах «Мать и дитя», малыши, кроме всего прочего, учатся общаться со сверстниками, у них формируются такие черты личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать проблемы в игре т. е происходит социализация.
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально- практическим путем.
Каждый ребенок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. В раннем возрасте главной фигурой в развитии ребенка является взрослый. Маленькие дети не могут познавать мир, если взрослые не объясняют им постоянно смысл того, что они видят, слышат, чувствуют, созерцают. Речью ребенок тоже овладевает только благодаря стараниям взрослых и в ходе общения с ними.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры речевого развития детей раннего возраста следующие:
— владеет активной речью, включенной в общение;
— может обращаться с вопросами и просьбами;
— понимает речь взрослых;
— знает названия окружающих предметов и игрушек; В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры речевого развития детей раннего возраста следующие:
— стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
— проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;
— эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
Формируя речь, побуждая детей пользоваться языком, сопровождая предметные манипуляции с игрушками, материалами и орудиями, взрослые способствуют развитию мыслительных операций ребенка раннего возраста: восприятию с точки зрения лексики, четкости артикуляции всех звуков, выразительности, содержательности, эмоциональности речи, расширению и обогащению представлений о предметах, их признаках и свойствах, пониманию смысла простейших слов, обозначающих количество, пространственные отношения, цвет, форму, назначение, выделению признаков и свойств предметов и на этой основе установлению отношений сходства и различия.
Занимаясь в группах «Мать и дитя», мы в первую очередь решаем задачи по развитию речи детей, используя в своей работе комплексный подход. Это помогает на практике осуществить последовательный логический процесс развития индивидуальных интеллектуальных возможностей и мыслительной деятельности каждого ребенка.
С помощью обучающих и развивающих игр, дидактических упражнений, игровых приемов на активное использование такого способа познания, как восприятие информации посредством слова (с частичной опорой на наглядность, занимательных заданий, познавательных бесед, веселых рифмовок, игр- драматизаций, смены деятельности и включения рассказов с элементами описания воспитатели активизируют употребление в речи различных форм словообразования, обращают внимание детей на концептуальные детали, которые позволяют шаг за шагом четко излагать свои мысли, обосновывать суждения.
Увеличивается пассивный и активный словарь малышей.
Дети начинают употреблять все части речи, исчезают облегченные формы слов, а также неправильно произносимые слова. Существенно изменяется понимание речи окружающих. Малыши овладевают разнообразными представлениями и пониманиями об окружающем их мире.
В практике работы педагогов по развитию речи используются следующие методы :
Наглядные:
- Опосредованное наблюдение ( изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).
Словесные:
-Чтение и рассказывание художественных произведений;
-Заучивание наизусть;
-Обобщающая беседа;
Практические:
-Дидактические игры;
-Игры-драматизации;
-Инсценировки;
-Дидактические упражнения;
-Пластические этюды;
-Хороводные игры.
Для развития речи используются разнообразные средства :
• общение взрослых и детей;
• культурная языковая среда, речь воспитателя;
• обучение родной речи и языку на занятиях;
• художественная литература;
• различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).
Средством развития речи в широком смысле является культурная языковая среда. Подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком. Внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых (Н. И. Жинкин). Следует учитывать, что, подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи. Поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования: содержательность и одновременно точность, логичность; соответствие возрасту детей; лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность; образность; выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость; знание и соблюдение правил речевого этикета; соответствие слова воспитателя его делам.
Литература:
1. Т. М. Бабунова Группа кратковременного пребывания Для детей раннего возраста. 2. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада. -- М. : Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.
3. Примерная программа от рождения до школы по ФГОС Под ред. М. А. Васильевой, Н. Е Веракса, Т. С. Комаровой - М. : Мозаика-Синтез, 2014 - С. 130 - 132.
4. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 2001.