Петроченко Ксения
Консультация «Особенности работы по формированию графомоторных навыков у леворуких детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В работе с детьми старшего дошкольного возраста очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку Для успешной адаптации леворукого ребёнка в коллективе и преодоления трудностей школьного обучения необходим комплексный подход к организации работы по формированию графомоторных навыков у детей – левшей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Консультация „Особенности работы по формированию графомоторных навыков у леворуких детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
Современные исследования доказывают, что левшество - это одна из существенных и постоянных индивидуально-психологических характеристик личности, которая обуславливает отличие детей - левшей по ряду специфических черт от правшей и к ним необходим специальный психолого- педагогический подход. Еще совсем недавно леворуких детей переучивали, не думая о том, что это отрицательно влияет на здоровье ребенка и на формирование его личности.
В большинстве случаев данное насилие приводило к возникновению патологических черт и неврозу. М. М. Безруких выявлено то, что левшество — не патология, а один из вариантов нормального развития организма, зависящее от особенностей строения мозга ребенка, врожденных генетических особенностей организма. Насильственное переучивание влияет на функциональную специализацию полушарий мозга. Наиболее часто наблюдается вмешательство в латеральное развитие ребенка при поступлении его в школу, когда начинается обучение письму и чтению
У генетически леворукого ребёнка, в роду которого есть леворукие родственники, ведущее полушарие – правое, отвечающее за речь, чтение, логику. Он потому и левша, что у него так устроен мозг. У компенсаторного левши, получившего травму левого полушария мозга, отвечающее за работу правой руки, во время родов или тяжёлой беременности ведущую функцию берёт на себя правое полушарие и ведущей становится левая рука. Перекладывая такому ребёнку карандаш из левой руки в правую, мы хотим заставить работать повреждённую часть мозга. Его организм сам нашёл выход, приспособился, здоровое полушарие взяло на себя работу повреждённого. Решение о переучивании вынужденных и подражательных левшей принимает психоневролог.
Левши отличаются от других людей не только главенством левой руки, но и целым рядом других особенностей развития и жизни : эмоциональностью, креативностью, уязвимостью; образной памятью, обострённой интуицией и тягой к парадоксам, поэтому они часто выдают нестандартные идеи и решения. Внутренняя речь леворукого ребёнка богаче и ярче внешней, они демонстрируют высокий уровень понятийного мышления; со всеми интеллектуальными заданиями они справляются намного лучше своих сверстников, но медленнее.
Помимо внешних трудностей у левшей есть и собственные проблемы. Они хуже справляются со зрительно-пространственными заданиями. Для многих характерны недостаточность или нарушения наглядно-образного мышления, зрительной памяти, пространственного восприятия. Им особенно трудно мысленное манипулирование и запоминание последовательностей, переключение. Они хуже воспринимают (не путать с «видят») то, что расположено слева от них. Наряду с зеркальным письмом у них достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно «выворачивание» при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причём ребёнок не чувствует неправильности. Это проявление неусвоенности основных принципов организации пространства.
Анализ работ показывает большое количество ошибок у леворуких детей, связанных с развитием тонко координированных движений руки. У них часто наблюдается тремор, движения нечёткие, медленные, неловкие. Нередко ребёнку для выполнения задания необходимо несколько попыток, во время работы он напряжён, нервничает, движения скованны.
Исследования зрительно-моторной координации леворуких дошкольников показали трудности копирования, которые проявляются в нарушении пропорций, размеров, направления движений. При копировании фигур линии «дрожащие», с разрывами, дополнительными штрихами, отмечаются неточности соединения углов. Время выполнения заданий по копированию значительно превосходит время аналогичной работы правшей.
Леворукость является фактором риска при обучении письменной речи не сама по себе, а в связи с определёнными нарушениями и отклонениями в развитии ребёнка. Далеко не все леворукие дети будут иметь трудности при овладении учебной деятельностью, особенно если в дошкольном возрасте уделялось внимание психическому развитию такого ребёнка. В основе нарушений письма и чтения лежит комплекс факторов, а специфическая функциональная организация мозга у левшей может быть лишь одним из них.
М. М. Безруких говорит о том, что письмо - одно из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения. Важнейшим элементом обучения письму является формирование графомоторных навыков.
Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой к письму.
Графомоторные навыки являются конечным звеном в цепочке операций, составляющих письмо. Поэтому они могут оказывать влияние не только на каллиграфию, но и на весь процесс письма в целом. Например, наличие затруднений в изображении букв иногда настолько загружает внимание ребенка, что дезорганизует и все предшествующие операции.
Графомоторный навык включает в себя определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Писать буквы красиво, разборчиво, четко, быстро позволяет только правильно сформированный графический навык. Неправильно сформированный графический навык приводит к ряду трудностей письма: медленный темп, неразборчивый, небрежный почерк. А переделка неправильного графического навыка непросто затруднена, но порой невозможна. Слухо – зрительно - моторная координация - важнейшая функция процесса формирования графомоторного навыка. Исследуя процессобразования систем связей между зрительным, слуховым и двигательным анализаторами, ряд ученых (А. Р. Лурия, Е. В. Гурьянов, М. М. Безруких, С. П. Ефимова, Е. В. Новикова, Н. В. Новоторцева, С. Е. Гаврина и др.) пришли к выводу о том, что они зависят от сформированности :
-зрительного и двигательного контроля (зрительно-моторной координации);
-пространственного восприятия (поля зрения - целостность, широта, разносторонность; остроты зрения; глазомера);
- координации движений (умения координировать движения звеньев пишущей руки; навыка произвольного изменения направления движения); «ручной умелости» (развитой мелкой моторики);
-пространственных представлений (знания «телесной схемы»; умения видеть графему и ее точное расположение;
-умения анализировать предмет, его изображение; процессы соизмерения);
- чувства ритма (способности, проявляющейся при воспроизведении ритмически организованных элементов временного ряда); зрительного внимания; необходимого объема распределения внимания для предотвращения графических ошибок (антиципаций, персевераций).
Знание особенностей познавательной деятельности дошкольников-левшей позволяет организовать коррекционно-педагогическую работу по предупреждению возможных трудностей при обучении их чтению и письму. Успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия и подбора методик, учитывающих индивидуальный профиль функциональной асимметрии полушарий. Для пропедевтики нарушений письменной речи у леворуких детей в первую очередь необходимо использовать задания, направленные на развитие зрительно-пространственных представлений и зрительно-моторных координаций.
При организации занятий с леворукими дошкольниками важно учитывать правостороннее расположение демонстрационного материала для расширения зрительной зоны, дополнительные пометки для лучшей ориентировки.
Для повышения эффективности обучения левшей необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария, чтобы полнее использовать присущие ему особенности : большую скорость и эмоциональность восприятия, обобщённость, целостность, образность, вовлечение непроизвольной памяти.
Работа по формированию графомоторных навыков у леворуких детей осуществляется по тем же направлениям и теми же средствами, что и для праворуких детей, но она имеет и некоторое своеобразие.
Направления работы по формированию графомоторных навыков у леворуких детей :
1 – формирование ориентировки в схеме собственного тела;
2 – формирование ориентировки в окружающем пространстве;
3 – подготовка руки к письму;
4 – развитие мелкой моторики обеих рук;
5 – развитие способности планировать движение руки.
Если, несмотря на проводимую работу, леворукий ребёнок затрудняется в определении правой и левой руки, то для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать использовать разнообразные внешние опоры и маркеры (часы, браслет, цветная ленточка, тесьма, если, несмотря на проводимую работу, ребёнок долго затрудняется в определении правой и левой руки.
Маркированная рука служит ориентиром, от которого нужно начинать ряд в различных видах деятельности.
При подготовке руки к письму рекомендуется проводить гимнастику для левой руки :
1. Выпрямить кисть, плотно сжать пальцы и медленно прижимать их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони.
2. Выпрямить кисть и поочерёдно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний – к указательному.
3. Руку плотно положить на стол и постепенно сгибать то средний, то указательный, то большой пальцы, остальные пальцы при этом должны постепенно подниматься верх.
4. Пальцы разомкнуть как можно шире и медленно соединять их, опуская руку вниз.
5. Сжать пальцы в кулак и вращать рукой в разных направлениях.
Кроме того, все упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук луворукий ребёнок должен начинать выполнять ведущей рукой, т. е. левой.
Для развития мелкой моторики обеих рук рекомендуется использовать:
- застёгивание и расстёгивание пуговиц;
- перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме;
- всасывание и высасывание воды из стакана пипеткой;
- плетение из ниток закладок, ковриков;
- завязывание и развязывание узелков, бантиков.
Для развития способности планировать движение руки можно предложить варианты упражнений:
- «раскрутить» спираль вправо и влево;
- нарисовать волны;
- соединить точки по траектории;
- выполнение графических диктантов орнаментов и различных фигур.
При выполнения всех предложенных упражнений особое внимание следует уделить вербальному описанию движений, а также выделению количества элементов, характеру, пространственному расположению, направлению движения.
Таким образом, учёт локализации сенсомоторных функций и функционального взаимодействия полушарий головного мозга позволяют оптимизировать процесс подготовки леворуких детей к школьному обучению. Комплексный подход к организации педагогической работы поможет адаптироваться леворукому ребёнку в коллективе, почувствовать свою успешность, а в дальнейшем – справиться с трудностями школьного обучения.
Литература:
1. Айрапетянц В. А. Особенности функциональных асимметрий мозга здоровых детей // Асимметрия мозга и память. - 2012. С. 3–18.
2. Ануфриев А. Ф. Трудности в обучении леворуких детей / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. – Москва: Академия, 2013. - 221с.
3. Арбузова Е. С. Психолого-педагогические условия социальной адаптации леворуких детей к обучению в общеобразовательной школе. – М. - 140 с.
4. Геодакян В. А. Новая концепция леворукости // Доклады академии наук. – 2013. - № 6. - С. 838 - 842.
5. Леушина Л. И., Невская А. А., Павловская М. Б. Различия способов обработки зрительной информации в правом и левом полушариях //Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 3.
6. Федосова Н. А. Обучение письму леворуких детей //Начальная школа. 1987.
7. Хорсанд Д. В. Если ребенок левша…Маленькие подсказки для родителей. М. : АСТ; СПб. : Сова, 2006