Татьяна Гаврилова
Консультация «Особенности организации дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности организации дидактических игр
«Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Публикация «Консультация „Особенности организации дидактических игр“» размещена в разделах
Использование дидактических игр порой не требует специальной подготовки или каких-то конкретных умений, тем не менее прежде чем играть с ребенком, нужно ознакомиться с игрой, провести связь между тем, что есть и чего мы хотим добиться в процессе игры. При использовании игры следует учитывать несколько правил: соотносить игру и возраст ребенка; соотносить игру и возможности ребенка; использовать разнообразные виды игр.
При организации дидактических игр на развитие речи педагогу нужно отобрать игры, подходящие для возраста ребенка, в нашем случае это дети старшего дошкольного возраста. Отсюда следует второе правило – соотнести игру и возможности детей – не следует сразу давать сложные игры «Разгадай ребус», «Составь слово» и тд., ребенка нужно этому научить – составлять слова, предложения, сочинять сказки, разгадывать ребусы и т. п., это уже финальная картина по развитию речи к концу седьмого года жизни, это то к чему мы стремимся. Поэтому всю работу по развитию речи с использованием дидактических игр можно условно разделить на три этапа: первый этап – подготовительный. Цель работы данного этапа заключается в формировании и развитии фонематического восприятия, а также в развитии лексико-грамматических категорий и связной речи. Систематическое проведение игр помогает в решении вопросов умственного развития детей, т. к. совершенствуется такое ценное качество памяти, как припоминание, значительно улучшается произвольное внимание, развивается быстрота мышления. Речь детей становится более четкой, правильной, выразительной. Второй этап - развивающий. Цель - повысить речевую активность и произвольность внимания, т. е. развивать навыки звукового анализа, сократить количество лексико-грамматических ошибок. Третий этап – закрепляющий. Этот этап работы состоит непосредственно из проведения дидактических игр, которые помогли закрепить полученные знания и навыки детей.
Используя игру по развитию речи, мы идем от простого - к сложному. Но следует помнить, что такое выделение этапов носит условный характер, поэтому игры, которые уже отработаны и очень хорошо знакомы детям не стоит «забрасывать», от них не нужно отказываться, их нужно использовать во время непосредственно организованной деятельности по всем направлениям, в режимные моменты, в различной совместной деятельности педагога и детей.
Что касается видов игр, то чёткой классификации, группировки игр по видам не предложено, но все же можно выделить игры:
Игры – путешествия - цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия развивают внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения («Волшебная коробочка», «Весёлые пальчики»).
Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Игры-беседы (диалоги). В их основе лежит общение воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей между собой. Игра-беседа воспитывает умение слушать вопросы воспитателя, вопросы и ответы детей, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Всё это характеризует активный поиск решения задачи. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей.
Иногда игры соотносят с материалом:
Игры с предметами (игрушки, природные материалы и т. д.) наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними.
Настольно–печатные игры, также как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Как и дидактическая игрушка, настольно-печатная игра хороша лишь в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.
Словесные игры наиболее сложны. Они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.
.