Малясова Елена Александровна
Консультация «Основные причины возникновения речевой патологии у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятными воздействиями.
Основные причины патологии детской речи следующие.
1. Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев. Возникновение речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания матери, травмы, несовместимость крови по резус-фактору. Инфекционные и соматические заболевания матери во время беременности могут приводить к нарушению маточно-плацентарного кровообращения, к расстройству питания и к кислородному голоданию плода. В результате этого при доношенной беременности ребенок рождается незрелым, с ослабленной нервной системой. Нарушения внутриутробного развития плода могут возникнуть в связи с вирусными заболеваниями, причем лекарственных препаратов, радиацией, алкоголизмом и курением во время беременности.
Публикация «Консультация „Основные причины возникновения речевой патологии у детей“» размещена в разделах
2. Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям и гибели нервных клеток.
3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка в зависимости от времени воздействия, и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, кишечные энцефалиты и разные желудочно-кишечные расстройства, нарушение облика веществ, рахит.
4. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
5. Наследственные факторы. В этих случаях нарушения речи могут сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
6. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к макросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
В основе созревания функциональной речевой системы лежит поступление из внешнего мира разнообразных сигналов, прежде всего речевых. Источником речевых сигналов является взрослый, который общается с ребенком. В связи с этими роль речевого окружения и речевого общения очень велико, и их недостаточность может быть одной и основных причин, нарушающих формирование речи.
Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значительным, проходить на эмоционально-положительном фоне речи и побуждать его к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, магнитофон, телевизор, необходимо, прежде прямое общение с взрослыми.
Развитие речи ребенка задерживается и нарушается при неблагоприятных внешних условиях: отсутствие эмоционального положительного окружения.
Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (нечеткость произношения, заикание, нарушение темпа речи и др.) могут иметь в своей основе подражания.
Речевые нарушения часто возникают при различных психических травмах (испуг, переживание в связи с разлукой с родными, длительная психотравмирующая ситуация в семье и т. д.) Это задерживает развитие речи, а иногда вызывает невротическое заикание, мутизм.
В развитии речевой функции выделяют три критических периода:
1. 1-2 год жизни, когда начинается речевое развитие, появляется потребность в общении. Любые, даже как будто незначительные, факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребёнка.
2. В три года, когда интенсивно развивается связанная речь, требуется большая согласованность в работе центральной нервной системы (речедвигательный механизм, внимание, память и т. д.). Возникающая некоторая рассогласованность в работе ЦНС приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т. д. Всё это определяет ранимость речевой системы. Могут возникать заикания, мутизм, отставания речевого развития. Ребёнок отказывается от речевого общения, появляется реакция протеста на завышенные к нему требования взрослых.
3. Критический период 6-7 лет начало развития письменной речи. Возрастает нагрузка на ЦНС ребёнка. При предъявлении повышенных требований могут происходить «срывы» нервной деятельности Е возникновении заикания.
Любые нарушения речевой функции, имеющиеся у ребёнка, в эти критические периоды проявляются наиболее сильно, кроме того, могут возникнуть и новые речевые расстройства.
У девочек речь развивается раньше, чем у мальчиков. Речевые нарушения чаще возникают у лиц мужского пола, что объясняется различиями развития правого и левого полушарий головного мозга.
Большое значение имеет ранняя диагностика аномальных развитий речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребёнка в школу или же в младших классах, их бывает трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживаются в ясельном и дошкольном возрасте, Ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В. Волина. Учимся играя. М., Новая школа, 1994.
2. Л. С. Волкова. Логопедия. М., Просвещение, 1998.
3. Т. Б. Филичева. Основы логопедии. М., Просвещение, 1998.