Ирина Свешникова Борисовна
Консультация «Осмысление педагогами профессиональных ценностных ориентаций»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Овладение практическими навыками по осмыслению педагогами профессиональных ценностных ориентаций.
Задачи:
- мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих профессиональных умений;
-способствовать повышению у педагогов уровня осознанности профессиональных ценностных ориентаций посредством тренинговых упражнений;
-профилактика «профессионального выгорания» педагогов.
Форма: психолого-педагогический тренинг.
Публикация «Консультация „Осмысление педагогами профессиональных ценностных ориентаций“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Предварительная работа: подготовка презентации; подготовка материалов к упражнениям; подбор музыкального сопровождения.
Оборудование: мультимедийная установка, магнитные доски, магниты, индивидуальные бланки для «обратной связи»; таблички, для обозначения групп; бланки (см. необходимый материал к упражнениям); ручки, маркеры.
Ход работы:
Участники распределяются в 2 группы – педагоги ОУ и гости.
1. Приветствие.
Объявление темы и цели консультации (слайды 1,2).
Ведущий: Сегодня у нас есть уникальная возможность приобрести опыт более глубокого понимания и осмысления своих профессиональных возможностей, профессиональных ценностей.
Ведущий: Предлагаем начать нашу работу с упражнения «Кто Я?».
2. Упражнение «Кто Я?».
Цель: Выявить ценностные ориентации личности педагога.
Время: 5 -7минут
Необходимый материал: индивидуальные бланки для ответов.
Каждому из Вас необходимо записать на индивидуальных бланках 10 разных ответов на этот вопрос. Время на работу - 3 минуты.
Рефлексия. Кто готов зачитать список ответов? (выслушать ответы по одному участнику из каждой группы)
Поднимите руку, у кого в ответах есть слово «педагог (воспитатель)». Не опускайте руку те, у кого это слово входит в первую тройку ответов?
Ваши ответы являются списком ценностных ориентаций Вашей личности; отрадно заметить, что профессия входит в их число и даже занимает первые позиции.
3. Мини-лекция.
Ведущий: Давайте вспомним, что такое «ценностные ориентации». (слайд 3)
«Ценностные ориентации - избирательные отношения личности к различным сторонами явлениям действительности, представляющие для личности определённую ценность» (В. Н. Мясищев)
Ведущий: Одно из ведущих мест в системе ценностных ориентаций личности занимают ориентации на профессиональные ценности. (слайд 4)
«Профессиональные ценностные ориентации – система устойчивых избирательных отношений педагога к значимым аспектам профессиональной деятельности».
Ведущий: Профессиональные ценностные ориентации представлены следующими аспектами: (слайд 5)
• качества личности педагога, определяющие ценностное отношение к детям;
• качества личности педагога, определяющие ценностное отношение к своей профессиональной деятельности;
• качества личности педагога, характеризующие ценностное отношение к себе как педагогу.
Ведущий: Все аспекты профессиональных ценностных ориентаций тесно связаны и взаимозависимы.
Ведущий: Наиболее осознаваемый педагогами аспект профессиональных ориентаций это – «качества личности педагога, определяющие ценностное отношение к детям» (слайд 6, заголовок).
Проанализировать значимость данного аспекта в системе профессиональных ценностных ориентаций поможет педагог – психолог.
4. Упражнение «Мозговой штурм».
Цель: осознание собственных профессиональных качеств; актуализация потенциала группового взаимодействия.
Время: 7 минут.
Необходимый материал: два бланка для групповых ответов.
Ведущий: Предлагаем Вам с помощью «мозгового штурма», записать профессиональные качества педагога, определяющие его ценностное отношение к детям. Время работы - 3 минуты.
Представители обеих команд озвучивают результаты.
Просим обратить внимание на слайд (слайд 6, содержание, на котором представлены данные качества.
- интерес и любовь к детям - доброта - чуткость, отзывчивость
- эмпатия - безусловное принятие - тактичность - общительность
- гуманность, человечность - требовательность - справедливость
- принципиальность - честность - уравновешенность, выдержка
- оптимизм, чувство юмора - коммуникативная компетентность
- организаторские способности
Рефлексия: Анализируя ответы групп, можно утверждать, что у педагогов сформирована личностно – ориентированная позиция по отношению к детям, что говорит о наличии у педагогов качеств, определяющих ценностное отношение к детям. (слайд 7)
Ведущий: Следующий аспект в составе профессиональных ценностных ориентаций – «качества личности педагога, определяющие ценностное отношение к своей профессиональной деятельности» (слайд 8, заголовок).
5. Групповая работа «Иерархия качеств».
Цель: развитие профессионального самосознания; актуализация группового взаимодействия.
Время: 7 минут.
Необходимый материал: два набора карточек, магнитные доски, магниты.
Ведущий: Каждая группа получает набор карточек, на которых записаны качества, определяющие ценностное отношение педагога к своей профессиональной деятельности. В течение 5 минут группы обсуждают и распределяют в порядке значимости данные качества и помещают их на магнитные доски.
Представители обеих команд размещают карточки на магнитных досках, озвучивают результаты.
Ведущий: Просим обратить внимание на слайд (слайд 8, содержание, на котором представлены данные качества:
- профессиональная работоспособность, трудолюбие
- точность, организованность
- социальная ответственность, добросовестность
- увлеченность педагогическим трудом
- активность, инициатива
- творчество в профессиональной деятельности
- настойчивость, целеустремленность
- психолого-педагогическая компетентность
- специальные знания по предмету
Рефлексия: Упражнение носит «провокационный» характер. Вряд ли можно считать одни качества более значимыми, чем другие. Важно, чтобы все эти качества гармонично сочетались в личности педагога. (слайд 9)
Ведущий: «Качества личности педагога, характеризующие ценностное отношение к себе как педагогу» - менее осознаваемый аспект в профессиональных ценностных ориентациях педагога, он включает в себя (слайд 10) следующий список качеств:
- уверенность в себе
- самокритичность, требовательность к себе
- готовность к рефлексии
- стремление к самосовершенствованию
- стремление к самореализации
- умение работать над собой
Ведущий: Осмыслению ценностного отношения к себе, как педагогу, посвящены упражнения, которые подготовили для Вас социальный педагог и педагог – психолог.
6. Упражнение «Я – профессионал».
Цель: осознание собственных профессиональных качеств; снятие психоэмоционального напряжения.
Время: 7 минут.
Необходимый материал: листы бумаги небольшого размера на каждого участника.
Ведущий: Предлагаем участникам тренинга написать на карточке своё имя и передать её педагогу, который находится справа от вас. Педагог, получивший карточку, подбирает одно профессиональное качество, характерное для владельца имени и передаёт карточку дальше. Следующий педагог повторяет те же действия.
Карточка по кругу возвращается владельцу со списком профессиональных качеств.
Рефлексия: Каждому педагогу предлагается выбрать и зачитать то качество (или качества, которое в полной мере ему соответствует. Можно отметить качество, которое в данном списке его удивило.
Ведущий: Выполнив предыдущее упражнение, Вы получили «профессиональный портрет», составленный Вашими коллегами. Следующее задание поможет Вам самим осознать, выделить свои сильные профессиональные качества.
7. Упражнение «Мои сильные профессиональные качества».
Цель: выработка позитивного самоотношения; формирование уверенности в своих силах.
Время: 5 минут.
Ведущий: Просьба к каждому участнику назвать одно или более профессиональных качеств, которые вы принимаете в себе, цените, которое даёт Вам чувство внутренней свободы и уверенности.
Фразу можно начать так «Профессиональное качество, которое я ценю в себе - это…». На подготовку ответа даётся 1 минута.
Важно говорить прямо, уверенно, без «если» и «может быть».
Рефлексия: Несомненно, что педагогу необходимо быть самокритичным, требовательным к себе. Но умение осознавать и признавать свои сильные профессиональные качества придают педагогу уверенности в себе.
8. Упражнение «Без маски».
Цель: развивать навыки рефлексии; способствовать выражению чувств, потребностей, мыслей (в том числе подавляемых).
Время: 7- 10 минут.
Необходимый материал: комплект карточек, с незаконченными фразами, поднос.
Содержание карточек:
Особенно мне нравится, когда мои коллеги…
Мне трудно преодолеть в себе…
Меня огорчает то, что я в своей работе…
Когда в работе сталкиваюсь с трудностями, я …
В своей профессиональной деятельности я всегда стремлюсь…
Верю, что я ещё…
Мне особенно приятно, когда меня…
В моей работе мне с лёгкостью удаётся…
Я уважаю педагогов, которые…
В своей работе я стараюсь избегать…
У меня вызывает сожаление…
Я не успокаиваюсь до тех пор…
Если я вижу недостатки в работе у других педагогов…
Я прилагаю много усилий для того, чтобы…
У меня хорошо получается…
Я очень внимательно отношусь…
Я думаю, что у меня есть склонность…
Я испытываю беспокойство, когда…
Авторитет педагога возрастает, когда…
В своей работе я получаю удовольствие от возможности…
Я высоко оцениваю своё умение…
Моё самоуважение возрастает, если я…
Я чувствую себя не совсем уверенно…
Ведущий: Перед Вами набор карточек. Выберите любую и без предварительной подготовки продолжите фразу, начало которой написано на карточке. В ответах нужно отразить Ваше отношение к профессиональной деятельности и отношение к себе, как педагогу. Первый приходящий на ум ответ считается самым искренним, верным.
Если ответ вызывает затруднение, можно поменять карточку.
Рефлексия: Ответы отражают Ваши профессиональные ценностные ориентации.
Данное упражнение помогло выявить у Вас такое профессионально необходимое качество как «готовность к рефлексии».
9. Завершение работы. (слайд 11)
Ведущий: Наличие у педагога профессионально-значимых ценностных ориентаций обеспечивает его добросовестное отношение к делу, побуждает к поиску, творчеству, совершенствованию, и компенсирует недостаточный опыт молодых педагогов. Профессиональные ценностные ориентации позволяют выстроить в сознании педагога индивидуальную модель своей деятельности, которая становится ориентиром в профессиональном самосовершенствовании.
Подводя итоги, нам будет интересно узнать Ваше мнение о практической значимости сегодняшней встречи. Просим Вас заполнить карточки «обратной связи».
Содержание карточки:
• Тренинг помог мне осознать, что.
• Ваше мнение (рекомендации) о проведённой консультации.
Консультацию подготовили и провели:
социальный педагог : Свешникова И. Б. ,
педагог – психолог : Аксёнова Ю. А.