Елизавета Андреевна Митасова
Консультация «Совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному развитию дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Для оценки компетенции воспитателя в отношении его роли в музыкальном воспитании детей было проведено анкетирование.
В заполнении анкеты принимали участие 12 воспитателей.
Результаты анкетирования на экране.
(Вопросы по анкетированию)
Воспитатель должен осуществлять всю педагогическую работу в детском саду, поэтому он не может оставаться в стороне от занятий по музыкальному воспитанию.
Публикация «Консультация „Совместная деятельность музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному развитию дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Иногда наличие в детском саду союза музыкального руководителя и воспитателя не всегда приводит к желаемым результатам. Такое происходит, когда всё музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий, а воспитатель не касается темы музыкального развития. В таком случае музыкальное воспитание не является частью жизни ребенка, ведь пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка.
Некоторые воспитатели недооценивают значение музыкального воспитания в своей педагогической работе, не проявляя интерес, тем самым не вызывая интерес у детей.
Несомненно, главная ведущая роль на музыкальном занятии принадлежит музыкальному руководителю. Но непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести к минимуму все усилия музыкального руководителя. В группах, где воспитатель поет, либо даже на чем-то может сыграть, да и в целом любит музыку, там и дети также с интересом будут относится к музыкальным занятиям. Главная ведущая роль музыкального руководителя ни в коем случае не снижает активность воспитателя.
Зачастую воспитатель считает, что в его обязанности входит всего лишь присутствие на музыкальном занятии- с целью поддержания дисциплины. А кто-то и вовсе не считает нужным даже присутствовать на занятии, полагая, что за это «свободное» время можно сделать какие-то другие дела в саду. Но что происходит в это время на занятии? Без активной помощи воспитателя снижается продуктивность музыкального занятия.
Процесс проведения занятий по музыкальному воспитанию требует от воспитателя большой активности. Ведь воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги должны понимать ее значение в гармоничном развитии личности.
Что входит в обязанности воспитателя в сфере музыкального воспитания в ДОУ :
1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.
2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.
5. Разучивать движения с отстающими детьми.
6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.
8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.).
9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.
10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.
13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.
14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.
15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.
17. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов.
18. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.
19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.
20. Быть артистичным, изобретательным.
РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей. На музыкальных занятиях осуществляется также разностороннее развитие детей (умственное, эстетическое, физическое). Участие воспитателя зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Его роль, чередование активного и пассивного участия, различны в зависимости от частей занятия и их задач.
Активность воспитателя зависит от трех факторов
1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
2. От раздела музыкального воспитания : самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании
3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал
Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей. Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т. е. «топтание на месте». Необходимо (желательно, чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей.
Виды музыкальной деятельности
Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:
1. Вводная часть: движения в различных построениях (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу, ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.
2. Слушание музыки
3. Пение и песенное творчество
4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах)
5. Танец
6. Игра (игра-драматизация)
Ошибки воспитателя на музыкальных занятиях :
1. Воспитатель сидит с безучастным видом
2. Воспитатель перебивает исполнение
3. Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (двух центров внимания быть не может)
4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)