Арестова Валентина Захаровна
Консультация «Обучение не слышащих школьников»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ Уфимская КШИ для глухих обучающихся
Выступление на педсовете.
Тема.
Обучение неслышащих школьников навыкам самоконтроля, самообразования, формирование у них потребности в обучении, саморазвитии.
Сурдопедагог. Арестова В. З.
___УФА___
Обучение школьников навыкам самоконтроля, самообразования, формирование потребности в обучении, саморазвитии.
Арестов Валентина Захаровна сурдопедагог высшей категории, Отличник образования РБ, ветеран труда.
Публикация «Консультация „Обучение не слышащих школьников“» размещена в разделах
Сущность аномального ребёнка с нарушением слуха заключается в том, что его первопричина - биологическая /физический дефект слуха/, а последствия – социальные /нарушения общения, психики/, причём главные проявление этих последствий носят функциональный характер /недоразвитие речи, особенности мышления, памяти, внимания, восприятия и представлений/.
Существуют определённые специфические особенности в обучении глухих, обусловленные структурой дефекта, степенью поражения слухового анализатора. Обучение детей с нарушением слуха в школе носит не только образовательный, развивающий, но коррекционный характер.
СФГОС отмечает, что коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно – воспитательного процесса с обязательным использованием слухового аппарата и импланта. Сквозными коррекционными курсами выступают развитие речи, работа над совершенствованием произношения, с использованием остаточного слуха – развитие осознанного использования речевых возможностей в разных условиях общения.
Коммуникационная система, /по которой обучаются глухие/, предполагает, развитие речевой деятельности у неслышащих детей не только как владение всеми видами речевой деятельности – говорением, слушанием, письмом, чтением, дактилированием, зрительным восприятием с лица и с дактилирующей рукой говорящего, но и как освоение всей структуры речевой деятельности – её целей, мотивов, способов, средств.
Произносительная сторона речи – условие полноценного общения людей. А для глухих школьников – это успех их социальной адаптации, реабилитации и профориентации.
Занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения направлены на обогащение восприятия речи за счёт использования остаточного слуха и зрительного анализатора и на формирование умений и навыков воспроизводить речь в устной форме, внятно и доступно для собеседника в условиях речевого общения.
Три сложные задачи стоят перед педагогами коррекционной школы :
- формирование речевых навыков;
- тренировка речевого слуха;
- дать знания по школьным предметам.
Обучение глухих учащихся произношению и речевому слуху составляет большую часть образовательно – воспитательной работы специальной (коррекционной) школы.
От качества фонетического оформления устной речи в значительной мере зависит весь учебный процесс. Действительно, замедленная, с большим количеством дефектов речь тормозит нормальное течение урока. Невнятная или мало разборчивая речь, естественно, препятствует установлению контакта глухого школьника с окружающими его слышащими людьми.
С другой стороны, само качество обучения произношению и развитие речевого слуха обусловливается организацией всей жизни школы : в частности речевым режимом, который подразумевает «совокупность единых методических требований и мероприятий», обязательных для детей, педагогов и всего обслуживающего персонала.
В процессе обучения произношению и речевому слуху глухих детей большое внимание уделяется формированию у них навыков самоконтроля.
Самоконтроль над произношением и речевым слухом определяется как свойство личности неслышащего человека, заключающееся в умении регулировать свою речевую деятельность, проверять собственные действия, замечать недостатки и ошибки в своём произношении, критически их анализировать, находить пути исправления.
С потерей слуха глухой ребёнок лишается основного средства восприятия фонетической структуры речи. В результате потери слуха в коре головного мозга не формируются мерки, к которым бы глухой мог «подладить» своё произношение.
На начальном этапе работы контроль над произношением, речевым слухом и коррекция осуществляется на основе сличения зрительных, тактильно – вибрационных, слуховых впечатлений, обусловленных работой речевых органов ребёнка и впечатлениями, связанными с восприятием образов, которые ему предлагаются для восприятия при помощи зеркало, контроля рукой, профилей, органов речи, технических средств –Видимая речь, И-2М.
Решающая роль в контроле над произношением и речевым слухом в данном случаи принадлежит слуху педагога. Ф. Ф. РАУ выделяет внешний, опосредованный ухом и реакцией педагога контроль, который представляет собой необходимую ступень для последующего перехода к внутреннему контролю, основному на сложившихся образах, соответствующих различным элементам речи. Этот переход связан с перекодированием всего многообразия зрительных, тактильно – вибрационных и доступных глухому ребёнку слуховых сигналов в единую систему речевых кинестезических образов.
Формирование у глухих различных видов контроля /внешнего и внутреннего/ с целью приобретения навыков самоконтроля, опирающихся на комплексное использование анализаторов: это контроль во внешнем двигательном плане, он предполагает освоение учеником «образов» или «эталонов», предложенных ему для формирования произносительных навыков.
Для полноценного усвоения соответствующих навыком самоконтроля со стороны педагогов требуется систематический контроль произношения и речевого слуха учащихся вовремя всего учебного процесса.
Путей коррекционной работы много: -использование коррекционного блока; - совместная работа сурдопедагога, учителей предметников, воспитателей над внятностью произношения /интегрированные уроки РСВ и предметников/ - совместное планирование речевых фраз команды педагогов данного класса; - работа учителей предметников по Сводной таблице слуховых данных учащихся; - взаимосвязь организационных форм обучения глухих произношению; - использование остаточного слуха детей в работе над произношением; - сурдотехники; - компьютерных технологий, дидактического материала, дидактических и развивающих игр; театрализованной деятельности учащихся, коррекционно – развивающихся технологий; - использование интерактивной доски и технологии мультимедиа.
Этапы формирования навыков самоконтроля:
На первом этапе основной задачей является – создание в речедвигательном и речеслуховом анализаторах следов артикуляции, видов и приёмов самоконтроля. Большое внимание уделяется формированию специфического словаря: язык внизу, язык вверху, язык широкий, язык узкий, голос есть или нет, воздух идёт через нос, через рот и т. д.
Задача второго этапа – закрепление приобретённых умений, развитие кинестезической и слуховой чувствительности, автоматизируются приёмы самоконтроля над различными сторонами произношения.
Задачей третьего этапа является образование оценочных действий, создание прочных и устойчивых следов речедвигательных стереотипов – переход от комплексного использования анализаторов к кинестезическому и остаточному слуховому.
Понимание глухими учащимися механизма дефектной и правильной артикуляции, а также различий между ними – важное условие реализации самоконтроля произношения.
Поэтому чрезвычайно важно формировать у них цельного комплекса умений, а именно:
- умение слушать звучащую речь;
- умение находить отклонения орфоэпических норм в собственной и чужой речи;
- умение определять соответствие или несоответствие звукового буквенного состава, преодолеть противоречие между произношением и написанием слова.
Выделяется три уровня самоконтроля.
Первый самый низкий, когда ученик допускает большое количество ошибок, но не замечает их. На этом уровне требуется указание учителя на ошибки (младшие школьники).
На втором уровне ошибки замечаются, исправляются, но допускаются повторно (большая часть учащихся).
На третьем уровне ошибки предупреждаются.
В своей работе применяю:
- элементы здоровьесберегающей методики А. Л. Сиротюк, направленные на развития слуховых и зрительных навыков, дыхательные упражнения, стимулирующие движения диафрагмы и деятельность дыхательной системы, автономную кинезиологическую гимнастику космонавтов, которая тренирует сердце и дыхательную систему.
- артикуляционную пальчиковую гимнастику и дыхательно – голосовые упражнения;
- развиваю устойчивое внимание, раскрываю смысловую сторону контроля, подталкиваю к осознанным собственным контрольным действиям.
- пальчиковую гимнастику;
- элементы моделей артикуляции звуков, которые позволяют улучшить качество произношения, обеспечивают наглядную основу изучаемого и более прочное запоминание материала.
- зрительные опоры, позволяющие перевести часть информации в зрительное поле, облегчив её восприятие.
- технические средства: ИНТОН, комплексный тренажер для индивидуальной и групповой речевой работы. Прибор обеспечивает одновременный контроль фонетических элементов речи по зрительному, слуховому (остаточный слух) и тактильному каналам восприятия.
- на всех этапах работы над произношением использую условные знаки – символы, обозначающие основные моменты артикуляции звуков.
- игровые элементы, помогающие формировать предметные компетенции; учиться с увлечением, запоминать правильное написание слов, осваивать основы фонетики. / плакат говорящий «Знаток», электронное приложение (СД – диск, викторины.
- вместе с тем наиболее надежным признаю самоконтроль, опирающийся на полисенсорную основу с включением слухового восприятия неслышащих детей.
- различные опоры: фотографии, профили артикуляций, муляж, знаковые символы звука, схемы, изображения языка при помощи рук, фонетическую ритмику, компьютерные технологии;
- обучаю применению приёмов самоконтроля, основанных на тактильно – вибрационных и слуховых ощущениях:
Наблюдения за речью и произношением учащихся позволяют судить о постепенном переходе от внешних видов самоконтроля к внутренним. К старшим классам у неслышащих школьников происходит готовность и укрепление ведущей роли речевых кинестезий, появляется способность правильно произносить слова без опоры на внешние средства контроля, связанные с применением пособий и технических средств.
Вопрос о самостоятельной работе глухих школьников над произношением рассматривается во взаимодействии с проблемами речевого слуха и самоконтроля.
На начальном этапе формирования самостоятельной деятельности учитель помогает ученикам в постановке цели и планировании, указывая средства контроля. На следующем этапе только предъявляются задания, а учащиеся самостоятельно ставят цели и планируют работу. Затем учитель только стимулирует учащихся к самостоятельной деятельности.
Особое значение придается самостоятельной работе над произношением. Работа над произносительной стороной речи проводится в разных формах специально организованного учебного процесса и предусматривает преемственность между ними: индивидуальные занятия, ежедневные /на каждом уроке/ речевые зарядки, контроль и коррекция произношения на общеобразовательных уроках и внеклассных занятиях.
При устном общении, наряду с внятной, выразительной и эмоциональной речью, широко начинаются использоваться невербальные средства коммуникации, соответствующие требованиям речевого этикета. Самостоятельная работа воспитывает у неслышащих учащихся уверенность в возможности использовать устную речь как средство общения, делает их настойчивыми в достижении цели, создает необходимые условия для применения полученных знаний и навыков в практической речевой деятельности: конкурсы чтецов; книжкина неделя; монологическая и диалогическая речь на предметных уроках; речевые конференции; защита исследовательских и предметных проектов и другое.
Важной стороной самостоятельной работы над речью и речевым слухом является воспитание у неслышащих навыка улавливать произносительные ошибки в собственной речи и в речи товарищей при помощи слухового аппарата. Любую попытку оценить речь товарища, указать на допущенную им ошибку в произношении следует всячески поддерживать. При наличии определенного опыта слушать, как говорят другие, учащиеся оказываются в состоянии находить ошибки и в воспроизведении звукового состава слов.
В ходе учебного процесса на любом из уроков учитель дает ученику установку перед его ответом, например: «Говори хорошо», «Говори с ударением» (соответствующие таблички имеются у всех учителей на доске). Подобные замечания учителя определенным образом настраивают ученика, заставляют его мобилизовать свои умения и навыки устной речи. Очень важно поддержать ребенка, одобрить его, положительно оценить его успех: «Молодец! Говорил хорошо» и т. д. и т. п.
Если ученик говорит небрежно, хуже своих возможностей, учитель делает ему соответствующее замечание, например: «Говоришь плохо, повтори», «Говоришь неправильно, без ударения. Послушай, как надо. Повтори», «Говоришь плохо, пропускаешь звук. Послушай, как надо. Повтори».
Если у ученика есть навыки самоконтроля, бывает достаточно покачивания головой или движения пальца (дактильный знак, чтобы ученик, допустивший фонетическую ошибку, спохватился и повторил сказанное уже правильно. Но для этого совершенно необходимо знание учителем особенностей произношения каждого из учеников класса (связь с сурдопедагогом класса, использование данных Слуховой таблицы учащихся.
Ошибки подлежат исправлению только в том случае, если ученик по требованию или указанию учителя может правильно произнести соответствующее слово. Иначе говоря, исправляются такие случаи ошибочного произнесения, которые в профиле произношения ученика отмечены как +, то есть отработаны.
При исправлении произносительных ошибок очень большое значение имеет соблюдение учителем такта. Со стороны ученика может последовать негативная реакция. Эти требования распространяются и на воспитателей, ведущих работу с детьми вне класса.
Фонетическая обработка речевого материала.
Предлагаемые на уроках, новые термины целесообразно представить в графическом виде — написать на доске, табличке; если эти слова есть в учебнике, можно указать на соответствующую страницу. Эти слова или словосочетания следует соответствующим образом обработать: поставить знаки словесного ударения, орфоэпии (в подобном виде представляются все новые термины или трудные для произношения слова всеми учителями-предметниками).
Учитель дает образец правильного произнесения. Это относится ко всем периодам обучения — с I до XI класс.
Около 40% глухих детей имеют те или иные остатки слуховых ощущений. В процессе длительных занятий и упражнений с использованием ЗУА остаточная слуховая функция активизируется, вырабатывается навык использования уже имеющих остатков слуха. Примером применения остаточного слуха учащимися является речевой материал, который предъявляют предметники на слух на открытых общеобразовательных уроках. В этом случае учителем продумываются заранее определенные виды работы, отдельные приёмы для восприятия на слух речи, за экраном в виде слов, не больших фраз и т. д. Рекомендуется использовать с этой целью не более 25 -30 фраз за урок. / Назарова Л. П. /
Таким образом, для закрепления правильного произношения и речевого слуха, и самостоятельной работы над ними, развития самоконтроля используются различные способы предупреждения ошибок в речи учащихся, которым мы учимся на семинарах, открытых уроках.
Следует отметить, что работа над произношением и речевым слухом – это не самоцель, она ОРГАНИЧНО включена в деятельность формирования общеобразовательных и коммуникативных умений и навыков, с использованием ЗУА и ИСА на каждом уроке и внеклассном мероприятии, а не для того, чтобы слуховые аппараты висели вместо украшений, как говорят старшеклассники.
А формирование и развития навыков самоконтроля фонетической стороны речи и речевого слуха, самообразование совершенствуют и повышают качество речи учащихся, способствуют более эффективному осуществлению проблем социальной адаптации, реабилитации и профориентации лиц с нарушениями слуха.
Список использованной литературы.
Ф. Ф. Рау. Методика обучения глухих устной речи. – М., Просвещение,1976.
Л. П. Назарова. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. – М., Владис. 2001.
А. Л. Сиротюк. Коррекция обучения и развития школьников. - М. Тв. Центр. 2001 Д. Ушакова. Загадки, считалки и скороговорки. - С,-Петербург. 2010. Г. В. Ханьшева. Практикум по логопедии. - Ростов-на-Дону. 2006. М. Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения. - М. ,1977. А. М. Акименко. Новые логопедические технологии. Р- на-Д. Феникс. 2009. З. А. Репина, В. И. Буйко. Уроки логопедии. Екатеринбург. 2001. К. Волкова. Методика обучения глухих детей произношению М. Владис. 2008. О. В. Узорова. Пальчиковая гимнастика. М. АСТ. 2004. Е. А. Иванова. Слышу, вижу, ощущаю – правильно говорю! – М. Сфера. 2007. Е. Г. Речицкая. Сурдопедагогика. - М. Владос. 2004.